Пьянство некоторых пассажиров в поездах дальнего следования еще недавно было привычным делом, но уже несколько лет за этим пристально следят. Теперь употреблять алкогольные напитки в поезде можно только в вагонах-ресторанах. И то не все. Там могут продавать спиртное крепостью не более 16,5 градуса, то есть пиво, вино и коктейли.
Наш коллега Евгений Зиновьев недавно переехал из Ревды в Красноярск, а во время поездки в Екатеринбург на поезде заметил много интересного и пришел к выводу, что прожить без алкоголя пару-тройку дней сможет не каждый. Публикуем его впечатления из плацкарта.
Те времена, когда отдельные места пассажирских поездов открыто превращались в синие ямы, прошли. Нельзя нынче пьянствовать в вагонах, если они не рестораны. И пока не очень понятно, чего больше приносит в жизнь этот факт — порядка или страданий. Вот три эпизода, которые поместились в 36 часов моего путешествия из Красноярска в Екатеринбург на поезде Чита — Москва в выходные.
Эпизод № 1: разочарование
Вокзал Красноярска. Сели в поезд, заняли места. Вспомнил, что не купил в дорогу минералки, и метнулся к перронному ларьку. Передо мной небольшая очередь: кому воды надо, кому — мороженку, кому — чипсы...
— А водка есть? — с надеждой вопрошает в глубину ларечного окошка немолодой мужчина. Вполне приличный: ни разу не растянутая футболка, благородная лысина, профессорская бородка с проседью, очки в тонкой оправе.
Из недр ларька доносится то ли вздох, то ли рык, а дверца окошка с хлопком (взрывом?) закрывается, швыряя вплотную к очкам мужчины табличку «Спиртное не продается!»
— Прочитали?! — строго интересуются недра ларька через пару секунд, когда окошко вновь распахивается.
— А магазин недалеко от вокзала есть?
— Не знаю! Вы будете что-то брать или нет?
Мужчина отходит от окошка, на его лице отражается тяжелая внутренняя борьба — рвануть в город или не рисковать? До отправления поезда минут пятнадцать.
— Далеко магазин, не рискуйте, — говорю ему. — Минут двадцать пробегаете, если очереди на кассе не будет.
— Точно не успеть?
— Да точно, точно. Если только вы не Усейн Болт.
— Да какой там... Хожу-то еле-еле. Суставы ни к черту стали... Ладно, спасибо.
И мужчина, кряхтя, полез в свой купейный вагон.
Эпизод № 2: позор
Едем. Попутчики разношерстные, но все спокойные — спят, едят, читают, ходят туда-сюда с чаем и запаренными «Дошираками», залипают в смартфонах, некоторые стучат по клавиатурам ноутбуков. Обычная такая плацкартная пастораль.
Через боковушку от нас на верхней полке обитает тощий уже не парень, но еще не мужик. Он едет один и буквально каждые полчаса спускается с полки, берет небольшой рюкзачок и уходит в туалет. Выходя, вешает рюкзачок на крючок и снова забирается на полку.
То, что его походка становится всё менее уверенной, можно списать на вагонную качку. Но запах не скроешь.
«Вскоре половине вагона становится понятно, что лежит у парня в рюкзачке и для чего он частит в уборную. Но никто его не сдает, все лояльны»
Туалетный завсегдатай палит себя сам, когда после очередной прогулки проходит мимо своей боковушки и лезет на чужую полку.
— Молодой человек, это мое место!!! Вы что делаете?! — кричит юная хозяйка полки, возвращаясь из другого конца вагона с кружкой кипятка.
— Ой... Извините... — мямлит наш герой, пытается дать заднюю, промахивается ногой мимо ступеньки, но не падает, а неловко съезжает вниз, плюхаясь на нижнее место, хозяйке которого это тоже не по душе. На шум приходит проводница, которая мгновенно оценивает обстановку:
— Я не понимаю, вы почему напились-то? Разве не знаете, что нельзя пить в поезде?!
— Вы понимаете... Ну... Я же... Это... Домой еду, с вахты... Я же тихо, — бормочет парень, прижимая руки к груди.
— Я всё понимаю. Вы такие все домой едете. И все с вахты, — говорит проводница и уходит вызывать полицию.
Протокол составляют в купе проводницы, пассажиры этого не видят. Видят только, как парень, уже изрядно протрезвевший, с паспортом и копией протокола вновь лезет на свою полку. Его подсаживает добродушный сержант полиции:
— Всё, лежи спокойно и не бухай больше! Если еще жалоба на тебя будет, высадим с вещами, понял?
— Понял... Извините меня... И... Это... Спаси-и-ибо... — тихонько произносит парень, отворачивается к стенке и накрывается простынкой с головой.
Тех, кто распивает алкоголь в общественном транспорте (равно как в любых других местах, где это делать запрещено), наказывают по статье 20.20 КоАП — штрафом в размере от 500 до 1500 рублей.
Эпизод № 3: счастье
Поздно вечером приезжаем в Новосибирск. Стоянка длинная, почти час. Брожу по перрону, дышу. Вдруг ко мне практически вплотную подходит незнакомый мужик с плотной сумкой и вполголоса интересуется:
— Водки надо?
— Что? — я не сразу соображаю.
— Водки надо, спрашиваю? Коньяк тоже есть.
— А... Нет, не надо.
— Всю бутылку можно не брать, могу стакан налить.
— Нет-нет, не надо, — пытаюсь ясно дать понять, что я не его клиент.
— Могу сто граммов налить, могу писярик. Огурчик есть на закуску...
— Да не надо мне! — повышаю голос.
— Ладно-ладно, всё, не шуми только, — шепчет благодетель и уходит к другим гуляющим по перрону пассажирам.
Вижу, что клиент находится быстро. После коротких переговоров они отходят вместе в сторону. Пассажир тыкает в смартфон, показывает экран мужику. Тот кивает, ставит сумку на асфальт, запускает в нее руки и после недолгих манипуляций выдает клиенту наполненный пластиковый стаканчик. Короткое рукопожатие. Благодетель бежит к другому вагону.
Облагодетельствованный стоит со стаканчиком с минуту, будто пытается осознать неожиданно пролившееся на него счастье. Потом ме-е-е-едленно выпивает, кажется, даже слегка оттопырив мизинец. Выдыхает. Закуривает. И смотрит куда-то ввысь...
Что вы думаете о запрете на употребление алкоголя в поездах?
Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году огромное количество иностранцев познало все прелести жизни в России, поездки на поезде в том числе. Прочитайте впечатления британского журналиста, который проехал в плацкарте. Также мы публиковали интервью с парой из Турции, которая путешествовала по России в плацкарте.
А из полезного у нас есть инструкция о том, как путешествовать на поезде с животными и как добраться до российского юга, когда авиаперелеты закрыты.