В Екатеринбурге получила продолжение история с раритетным «Москвичом», который тайком от хозяина отвезли на штрафстоянку. Его владельцу Виталию удалось забрать легковушку и отбуксировать ее в гараж. В будущем автомобиль ждет косметический ремонт.
Напомним, что москвич эвакуировали со двора на улице Дорожной под видом автохлама. Через некоторое время Виталий узнал, что машину хотят продать на металлолом. Молодой человек возмутился и заявил, что, по сути, произошло хищение его имущества. Автовладельца даже не удосужились предупредить об эвакуации, хотя на автомобиле были госномера.
После выхода новости на E1.RU мнения читателей об этом случае разделились. Например, в нашу редакцию написали жители того самого дома на Дорожной, которые жаловались на москвич местным коммунальщикам.
— Москвич был в состоянии автохлама, за которым никакого ухода не было, стоял и ржавел! — возмутился житель дома Сергей. — Более того, с владельцем не раз связывались, предлагали ему выкупить машину и привести ее в приличное состояние, но тот отказывался. В чате дома жильцы не раз жаловались на то, что автомобиль занимает место на парковке и нет возможности припарковаться жильцам, активно использующим автомобили. Москвич ржавел прямо напротив подъезда. На такие жалобы его владелец отвечал, что его авто может стоять там, где он захочет.
Машина на ходу
На штрафстоянке никто не стал препятствовать, чтобы Виталий забрал машину. Хотя до этого с хозяина старой легковушки трясли 36 тысяч рублей. Москвич пришлось забирать с помощью эвакуатора, потому что у автомобиля были порезаны все четыре колеса. Но, сменив резину, Виталий продемонстрировал, что легковушка нормально заводится и ездит. Журналисты телеканала ОТВ сняли на видео, как едет раритетный автомобиль, и взяли интервью у его владельца.
— Этот автомобиль — часть меня. На этом транспортном средстве я езжу по выставкам, на мероприятия. И это автомобиль, на котором я передвигаюсь летом, — сказал Виталий, сидя за рулем.
О проблеме эвакуации старых машин
Вернуть москвич владельцу помог автоэксперт Дмитрий Ларионов. Он подвел итоги этой противоречивой истории:
— Некоторые автовладельцы недоумевают, что в этом случае особенного: вроде бы эвакуация — давно известный и отлаженный механизм. Ответ прост: эвакуация, к которой все «привыкли», производится исключительно в случае некоторых нарушений ПДД. Ее порядок строго определен статьей 27.13 КоАП РФ, и законодателем сделано очень многое, чтобы соблюсти интересы собственника автомобиля.
Обсуждаемый же случай разительно отличается от привычного порядка. Москвич был припаркован в месте, где стоянка разрешена. Нарушений ПДД водитель не допустил: он имел полное право припарковать автомобиль именно так, причем на неограниченное время.
В каком бы состоянии ни был автомобиль, нет закона, позволяющего перевезти его на стоянку, за которую водитель был бы обязан платить!
И нет никаких оснований лишать владельца права собственности — даже по суду, а уж тем более без него.
Жильцы ближайших домов тоже не имеют на это парковочное место никаких эксклюзивных прав. Даже не нужно тратить силы на поиск владельца земли: раз машина привлекла внимание квартального инспектора, значит, земля муниципальная.
Собственно, в этом и заключается проблема брошенных автомобилей, и именно поэтому ее не могут решить десятками лет. Убрать такой автомобиль на законных основаниях далеко не всегда возможно даже в теории. Кстати, была бы речь о придомовой территории — задача выглядела бы чуть-чуть иначе, и у нее были бы законные решения.
Итак, перемещение машины было произведено без законных оснований. Владелец автомобиля узнал о случившемся уже по сообщениям о ее продаже. А значит, можно говорить даже не об угоне (потому что угон — это завладение без цели хищения), а о краже, поскольку попытки продажи указывают на состоявшийся факт присвоения.
Поэтому, когда собственник машины обратился ко мне за консультацией, меня эта ситуация возмутила настолько, что я вызвался помочь.
Первым же делом я посоветовал хозяину машины написать заявление в отдел полиции по месту совершения преступления. По информации, которую я от него получил, ему отказали в приеме заявления! Сотрудники полиции мотивировали отказ тем, что владельцу, дескать, уже сообщали информацию о местонахождении машины, а значит, всё уже хорошо. Будто бы эта информация как-то меняет уже свершившийся факт хищения.
Узнав об этом, я предложил потерпевшему вместе приехать на стоянку и попробовать забрать автомобиль. Он был настроен скептически: во время его визитов на стоянке всегда кто-то присутствовал, и машину забрать, скорее всего, не дадут. Я же решил попробовать: мне даже было интересно, чем охранники мотивируют отказ в выдаче машины. Как мне представляется, удержание автомобиля без законных оснований лишь даст весомое доказательство в пользу версии о присвоении.
Однако следующий день всех сильно удивил. Я готовился ко всем возможным вариантам, но на стоянке не оказалось никого, и даже шлагбаум был открыт. Нам удалось абсолютно беспрепятственно забрать автомобиль и даже заехать на стоянку на другой машине, чтобы взять его на буксир. Правда, на автомобиле уже не было номеров, но я сверил номер кузова с документами.
А заявление в полицию всё же было написано, но уже в другом отделении. Там никто не препятствовал и лишние вопросы не задавал.
Да, владелец машины всё же получил ее назад и даже почти в том же состоянии, в котором она была до эвакуации. Повезло. Но, несмотря на это, меня очень беспокоит масса звоночков, каждый из которых в отдельности кажется ерундой, но в совокупности они приводят меня к выводу о наличии некой отлаженной схемы. Посудите сами:
Судя по документу, сотрудник администрации Екатеринбурга написал заявление в полицию 25 мая 2022 года. В своем заявлении он пишет, что машина разукомплектована, просит установить собственника автомобиля и принять меры к эвакуации. Позже мы забрали машину со стоянки исправной и полностью комплектной. Был бы рад ошибиться, но лично у меня возникло впечатление о намеренном указании такого обстоятельства, чтобы подстелить соломку к будущей разборке машины на стоянке.
Потерпевший впервые написал мне 11 июня. К этой дате он в закрытом чате WhatsApp узнал о том, что автомобиль эвакуирован и продается по цене металлолома, и уже успел раздобыть ряд документов. Таким образом, с даты написания заявления в полицию до эвакуации прошло максимум две недели. По моему личному опыту, это слишком быстро.
Потерпевший ничего не знал об эвакуации его автомобиля. Никто не поставил его в известность. Никого не заботила законность в вопросах, касающихся права собственности. Если бы он не узнал случайно о продаже его машины под видом металлолома, спустя несколько дней он бы ее попросту лишился. И никто бы ничего не нашел (даже если бы искал).
Как полиция, так и администрация Екатеринбурга открещиваются от причастности к неправомерной эвакуации автомобиля. Но вот какая незадача: потерпевший, обратившись в первый раз в полицию по факту пропажи машины, слишком уж быстро получил информацию о ее местонахождении. Я не готов поверить, что сотрудники полиции так оперативно подорвались и настолько быстро нашли старый москвич. Скорее всего, я поверю в то, что информация о местонахождении машины у них уже была. Интересно, откуда?
На стоянке с потерпевшего требовали 36 тысяч рублей — столько не стоит хранение на стоянке даже в случае законной эвакуации. Тем временем в местном (и только в местном) отделении полиции потерпевшему отказывают в приеме заявления. То есть сделано всё, чтобы человек, не имеющий познаний в законодательстве, к этому моменту опустил руки.
На следующий день после попытки подачи заявления в полицию мы приехали на стоянку и забрали машину, не встретив ни единого препятствия. Кроме того, с машины были сняты номера, хотя на фотографиях в объявлении о продаже видно, что номера на ней были. Пришлось сверять номер кузова.
Лично мне представляется, что расследовать это относительно просто: достаточно найти ответ на вопрос, каким путем в полиции появилась информация о местонахождении перемещенного автомобиля. И мне очень хочется верить, что эта работа будет выполнена на совесть и никого не придется заставлять.
С проблемой брошенных автомобилей во дворах сталкивались многие из нас. Бесхозные машины поначалу даже не выдают себя, но проходит год-другой — и становится понятно, что они больше никому не нужны. Эвакуация таких авто должна осуществляться по строгим правилам. Чтобы автомобиль убрали, сперва нужно найти его владельца, без этого будет сложнее.
Один из предпринимателей Екатеринбурга сделал десятки фотографий брошенных машин и передал их квартальным и ГИБДД.