Екатеринбуржцу по имени Сергей выставили крупный счет на 24 тысячи рублей за разбитую фару каршерингового автомобиля. Сам мужчина уверяет, что не причастен к порче легковушки. По его версии, пластик повредили хулиганы. Сергей считает, что в сервисе проката просто не захотели вдаваться в детали произошедшего и решили свалить вину на клиента.
Автомобилем, из-за которого возник спор, Сергей пользовался дважды. Ночью 23 мая он прокатился на Lifan с Пионерского до центра города и припарковал машину возле офисника на улице Малышева.
— Подъехал к месту завершения аренды, припарковав машину в бесплатное парковочное место и завершил аренду. Автомобиль был целым и невредимым и в начале, и по окончанию аренды, — рассказал Сергей. — Вечером этого же дня я с женой и годовалым ребенком был неподалеку от того самого автомобиля и при очередной аренде обнаружил разбитую правую переднюю фару. После этого я зафиксировал повреждение и поехал на этом авто домой. Но уже через неделю каршеринговая компания прислала мне уведомление с требованием оплатить штраф в 24 тысячи рублей за разбитую фару. Они заявили, что повреждение было зафиксировано после моей аренды, и предложили заплатить в досудебном порядке или же доказать видео- и фотоматериалами, что вина не моя. В реальности же автомобилю кто-то разбил фару, пока тот ночью стоял на парковке.
После этого началась долгая переписка между Сергеем и «URAмобилем». По словам мужчины, в компании ему заявили, что он нарушил правила фотофиксации автомобиля по завершению поездки и сам навел на себя подозрения.
— При начале первой аренды Lifan я фотографировал авто с четырех сторон через приложение каршеринговой компании, и там фара была целой. При завершении аренды мною был произведен осмотр авто и сделана фотография — только, по мнению каршеринговой компании, не с нужного ракурса, — возмутился мужчина.
В поисках видеозаписей
Получив претензию на 24 тысячи рублей (14 тысяч за запчасть и 10 тысяч штрафа на нарушение условий сервиса), Сергей отправился на поиски записей с камер наблюдения. Были надежды, что удастся найти видео и выяснить, когда же была разбита фара. Но не повезло: система видеонаблюдения офисника, в поле зрения которой стояла машина, не работала с 21 по 24 мая — именно в тот период, когда Сергей пользовался прокатным автомобилем.
В начале июня мужчина пошел в полицию и хотел написать заявление, но там ему сообщили, что его спор с каршерингом — это гражданско-правовые отношения, и обращаться нужно в мировой суд.
— Они (представители каршеринга. — Прим. ред.) отправили меня на поиски видеодоказательств моей невиновности, зная, что обыкновенному физлицу это в принципе сделать невозможно. У меня жена в декрете и годовалый ребенок на иждивении. Я один кормилец в семье, — возмутился Сергей.
Мы обратились в «URAмобиль» с просьбой прокомментировать спор с клиентом. Но на момент публикации в компании не ответили на запрос E1.RU. В уведомлении, которое они прислали Сергею, было сказано, что готовы обратиться в суд за защитой своих прав. Также сервис заблокировал поспорившего с ним клиента в своей системе.
— Я бы посоветовал пользователю каршеринга изучить договор. Чаще всего эти автомобили застрахованы по КАСКО, — отметил юрист Олег Таратухин. — То есть компании можно зарегистрировать страховой случай и получить выплату. А если страхования не предусмотрено, то каршеринговая компания должна доказать, что это именно данный клиент причинил ущерб. Если все фото были сделаны, и видно, что фара была цела по завершению поездки, то вопросов вообще не должно возникнуть. Но если пользователь не сделал фото, и у него нет убедительных доказательств его невиновности, тогда ему придется платить.
Споры клиентов с каршерингом — не редкость. Минувшей зимой мы рассказывали про скандал, связанный с «Делимобилем»: молодая пара чуть не замерзла насмерть после сбоя связи в арендованной машине. Мы вместе с автоэкспертами разбирались, кто прав, а кто виноват в этой ситуации.
Также «Делимобиль» требовал с екатеринбуржца деньги за ДТП, в которое он не попадал, а после — извинился и вернул их.