Игровой симулятор полета — хорошая штука для тех, кто хочет научиться управлять самолетом. Но сможет ли продвинутый пользователь посадить настоящий «Боинг 737» в экстраординарной ситуации, особенно если это девушка, хоть и безгранично влюбленная в небо?
Екатеринбурженка Анна Голубницкая, живущая в Турции, решила узнать, как тренируют летчиков, которые уже получили пилотское удостоверение. Для этого она отправилась на настоящий авиасимулятор и сама попробовала поуправлять здоровенным пассажирским самолетом.
Приезжаем в авиацентр глубокой ночью — или рано утром, как посмотреть. Инструктор объясняет, что эти часы самые дешевые, поэтому их в основном отдают курсантам. Хотя дешевое, конечно, понятие относительное: час полета на таком стоит 400 евро. На улице темно, поэтому бонусом наслаждаюсь городом без пробок, когда еще доведется. На здании — яркие буквы Boeing, хотя симуляторы Airbus, как выяснилось позже, в центре тоже есть. Даже обои внутри здания напоминают о том, где ты находишься — принт полетных планов, которые получают летчики перед каждым вылетом.
Сами симуляторы располагаются в большом ангаре и внешне совсем не похожи на привычные самолеты. Зато внутри — точная копия кокпита 737-го. Ребята занимают места в креслах пилотов, инструктор включает компьютер, где моделируются различные ситуации: от рутинного полета до всевозможных отказов и тяжелых метеоусловий. Такие симуляторы называют full motion («полное движение») — и неспроста: ощущения полноценной имитации полета начинаются сразу же. Пилоты готовятся к взлету, проверяют работу устройств, проводят предполетный брифинг, и при этом симулятор вибрирует, как настоящий самолет, когда у него запущены двигатели. Даже звуки реальные!
Обычно, рассказывает инструктор, продолжительность тренинга составляет четыре часа, по два для каждого курсанта. Один из них выполняет функции контроля и коммуникации, второй, собственно, пилотирует самолет. Потом, после перерыва, роли меняются.
Инструктор на мониторе рандомно выбирает возможные неисправности, на которые будущие пилоты должны отреагировать. Сами они не знают, когда и какой будет очередная нештатная ситуация. Такой элемент неожиданности объясняется тем, что в авиации нужно быть готовыми ко всему и уметь правильно среагировать в случае любого отказа.
Сегодня был удивительный рейс: за четыре часа самолет успел попасть в турбулентность, сесть в условиях недостаточной видимости и крайне сложных метеоусловиях, резко взмыть в небо, когда пилоты при снижении обнаружили стоящий на полосе борт другой авиакомпании, пережить пожар и остановку двигателя в воздухе, а также полный отказ гидравлики и автопилота.
«Если бы то, что происходило на симуляторе, стало реальностью, это бы стало, похоже, самым кошмарным полетом в истории авиации»
Кстати, совет для тех, кто хочет стать пилотом: учите английский язык! В авиации без него никак, ведь все переговоры между пилотами и авиадиспетчерами зачастую ведутся именно на нем. И если внутри России можно общаться на родном, то на международных рейсах без английского совсем никак. Пилот-инструктор был беспощаден. Он объяснял всё только на этом языке, и оказалось, что в школе я училась не зря: даже в стрессовой ситуации всё было понятно!
Мне дали две попытки: сперва с курсантом, а потом самостоятельно, хоть и с инструктором, который одновременно и объяснял, и контролировал заход на посадку. Однако управлять самолетом пришлось как в реальности — штурвал был в моих руках. Чтобы хоть немного облегчить себе жизнь, перед вылетом я попросила: дайте мне, пожалуйста, CAVOK — то есть вылет в условиях хорошей видимости и нормальных метеоусловий.
Ярко светит солнце, при заходе на посадку прекрасно вижу ВПП и огни Папи — это вертикально расположенные лампочки красного и бело-лунного цветов, которые помогают пилотам понять, выше или ниже нормального снижается самолет. В идеале летчики должны видеть два красных огня и два бело-лунных.
Выравниваю самолет, стараюсь держать направление прямо на полосу — смотрю на показания приборов и визуально. В управлении помогает flight director — это такие ромбики на дисплее авиагоризонта, которые, если говорить совсем просто, указывают направление и помогают пилотам ориентироваться. Финальный отсчет до касания — 50, 40, 30, 20, 10, и шасси гулко касаются полосы. Выравниваю педалями, торможение — и инструктор подкалывает: «Пассажирам в салоне такая посадка совершенно не понравилась бы». «Моя ошибка», — признаю я.
После каждого полета, в том числе и на симуляторе, пилоты устраивают брифинг — сейчас это настоящий разбор полетов. Досталось и мне. Перед брифингом инструктор спрашивает у нас троих: где на кокпите находится деревянная часть? Парни задумываются, я вспоминаю старый советский анекдот, смеюсь — и инструктор, показывая на меня рукой, говорит: «Вот она». Он рассказывает нам старую байку о том, что поленьями называют пилотов-недоучек.
Однако, как оказалось, посадить самолет неподготовленному человеку при определенных условиях можно, и профессия пилота теперь не представляется мне какой-то заоблачной. Ее можно освоить, главное — иметь огромное желание, неисчерпаемое трудолюбие, беззаветно любить небо и быть готовым просыпаться ночью.
Также обратите внимание на другую колонку Анны Голубницкой — про то, как избавиться от аэрофобии и влюбиться в небо.
А еще почитайте колонку пилота гражданской авиации — он рассказал, что его не устраивает в профессии. В этой же рубрике «Что меня бесит» выходили также откровения стюардессы о пассажирах в алкогольной коме, изменах в туалете и орущих детях.