На железной дороге завершили расследование трагической гибели проводницы Марины Аверьяновой, которую в декабре 2021 года сбила электричка. Обстоятельства изучала большая комиссия (документ есть в распоряжении редакции), в которую, помимо железнодорожников, входили сотрудники государственной инспекции труда.
По итогам разбирательств никто из сотрудников РЖД не был наказан за гибель женщины. Она была объявлена жертвой несчастного случая, который произошел по ее собственной вине.
Шла по настилу
Марина Аверьянова попала под поезд 7 декабря 2021 года на территории резерва проводников (филиал «Федеральной пассажирской компании» на железнодорожном вокзале Екатеринбурга). Женщина была сбита электричкой, когда переходила пути по резиновому настилу, и была срочно доставлена в травматологическую больницу № 36. Через несколько часов она умерла. Шансов выжить у пострадавшей не было: от сильнейшего удара она получила множественные травмы головы, туловища, ног и рук.
— Всё произошло на 9-м пути станции Екатеринбург-Пассажирский. Машинист электропоезда, следовавшего по маршруту Екатеринбург — Дружинино, допустил наезд на работника вокзала, — сообщили в день трагедии в Центральном межрегиональном следственном управлении на транспорте.
В день трагедии проводница шла в зимней темноте: на часах было 08:27. Возможно, она на что-то отвлеклась: по-другому трудно объяснить, почему женщина не заметила надвигающийся электропоезд, который только-только отправился с вокзала.
— В этой части вокзала находится здание резерва проводников пассажирских вагонов. Это наше основное административное здание, там находятся руководители, кадры, трудовики, охрана труда, инструкторы. А еще есть склад форменной одежды и СИЗов, и чтобы попасть в него, нужно переходить через пути. До гибели Аверьяновой много раз обсуждали, что надо бы перенести этот склад в здание резерва! Дождались (трагедии. — Прим. ред.) в итоге, — рассказал сотрудник железной дороги, пожелавший остаться анонимным.
Почему всю вину возложили на погибшую?
В отчете комиссии говорится, что 7 декабря проводник вообще не должна была находиться на вокзале. Согласно графику работы, она входила в состав сотрудников поезда № 338 «Екатеринбург — Приобье», который должен был отправляться из уральской столицы только на следующий день в обед. С 30 ноября по 8 декабря Аверьянова официально числилась в так называемом межсменном отдыхе.
— В соответствии с пунктом 5.6 правил внутреннего распорядка, работнику запрещается находиться на территории предприятия и пассажирских вагонов в нерабочее время, — было отмечено членами комиссии.
Также члены комиссии подчеркнули, что рабочим местом проводника Федеральной пассажирской компании является его вагон, а екатеринбургский вокзал — это объект Свердловской железной дороги. Отсюда последовал вывод: случай с травмой Аверьяновой — не производственный. Виновата сама.
— Проводник в производственной деятельности работодателя (в момент наезда поезда. — Прим. ред.) не участвовала, трудовых обязанностей не исполняла, — было сказано в документе.
Как итог, в начале марта 2022 года случай с гибелью проводника Марины Аверьяновой еще раз обсудили во время внеплановых инструктажей. Но не всем выводы комиссии показались логичными.
— В отчете было сказано, что Аверьянова пострадала не на территории своего работодателя, ведь она работала проводником, а на самом вокзале, — отметил один из работников РЖД. — Но, к примеру, если я пройду по территории вокзала без сигнального жилета, то у меня заберут талон по охране труда за то, что я нахожусь на территории работодателя, не соблюдая установленных правил безопасности. По-моему, в решении комиссии есть какой-то подвох.
Мы подали официальный запрос в Федеральную пассажирскую компанию. Там подтвердили, что внутренняя проверка обстоятельств трагедии с Мариной Аверьяновой завершилась. Приводим комментарий полностью.
— Расследование несчастного случая проводилось в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также локальными документами компании, — сообщили в ФПК. — По результатам расследования несчастный случай квалифицирован как не связанный с производством. Все уполномоченные органы и родственники погибшей были ознакомлены с результатами расследования. На основании действующего Коллективного договора в компании родственникам была оказана материальная помощь. Федеральная пассажирская компания уделяет большое внимание требованиям трудового законодательства. На всех предприятиях компании для персонала созданы безопасные условия работы. Условия труда постоянно анализируются и контролируются сотрудниками отделов охраны труда, руководителями компании и филиала, а также представителями профсоюзной организации и региональных контролирующих органов.
Напомним, что в феврале 2022 года на Свердловской железной дороге произошло еще одно ЧП: погибла молодая проводница Виктория Сартаева. Она загадочным образом выпала из пассажирского поезда, а затем попала под встречный грузовой состав.