Санкционный шторм, которому подверглась экономика России, поставил под вопрос многие действующие проекты. В первую очередь под угрозой оказались производства, тесно связанные с зарубежными компаниями. В Свердловской области примером такого сотрудничества является завод «Уральские локомотивы», который вместе с немецким концерном Siemens собирает знаменитые скоростные электрички «Ласточка».
Первые поезда «Ласточка» (изначальное название — Desiro RUS) были заказаны РЖД еще в далеком 2009 году и произведены на заводе в Германии. Через некоторое время было принято решение закупить еще тысячу вагонов. Затем производство этих поездов локализовали под Екатеринбургом, на заводе «Уральские локомотивы» — совместном предприятии Siemens и «Группы Синара».
Сегодня «Ласточки» уральского производства катаются по всей стране. Только на Свердловской железной дороге в графике движения поездов на 2022 год предусмотрено курсирование 46 пригородных скоростных электричек. Они отправляются из Екатеринбурга в Нижний Тагил, Серов, Шалю и Кузино (через Первоуральск) и в Каменск-Уральский.
Мы поинтересовались у группы «Синара», как на производство «Ласточек» повлияет сложившаяся экономическая ситуация. Там сообщили, что пока повода для беспокойства нет. В настоящий момент доля укомплектованности скоростных электричек отечественными деталями составляет 85%. Кроме того, представители Siemens 15 марта сообщили, что пока концерн не собирается ставить на паузу свою деятельность в России. Немецкий бизнес продолжит техобслуживание своих поездов, поставленных РЖД:
— На текущий момент можем сказать, что мы продолжаем текущие сервисные контракты в соответствии с нормами и правилами экспортного контроля и проводим дальнейший анализ ситуации, — было сказано в пресс-службе компании.
Что планирует «Синара»?
Дальнейшее развитие проекта скоростных электропоездов на заводе видят в разработке и выпуске новых модификаций с учетом импортозамещения. Например, конструкторы спроектировали новый электропоезд для российских регионов. Его первый экземпляр уже находится в производстве.
— Это будет четырехвагонный состав для городских и пригородных перевозок в регионах с малым пассажиропотоком, — рассказали в холдинге «Синара». — Конструкционная скорость будет достигать 140 км/ч, что наиболее оптимально для особенностей инфраструктуры, а число вагонов будет варьироваться от трех до четырех. Особое внимание проектировщики уделили приспособлению поезда к условиям континентального климата.
Еще один проект электропоезда с рабочим названием «Ласточка β» («Ласточка.Бета») ранее был представлен на железнодорожной выставке «PRO//Движение.Экспо» в августе 2021 года. Это будет длинный поезд, от 10 вагонов (в настоящее время «Ласточки» имеют 5-, 7- и 10-вагонные составы). Из особенностей «Ласточки.Беты» — она будет быстрее разгоняться, что актуально в городских агломерациях, где часто происходят остановки. Также поезд будет оборудован более широкими дверными проемами, чтобы ускорить процесс посадки-высадки пассажиров.
Кроме региональных поездов, «Уральские локомотивы» работают над проектами для дальнего сообщения. В марте 2019 года завод подписал с РЖД соглашение о расширении парка пассажирских поездов холдинга за счет инновационных электропоездов дальнего следования. Они будут иметь двухуровневую компоновку.
— Новые «двухэтажные» электропоезда окажутся наиболее эффективными на межрегиональных маршрутах, где в плотном трафике необходимо с высокой скоростью перевозить большое количество пассажиров одним составом, — объяснили в холдинге «Синара».
Проект с рабочим названием «Меридиан» предполагает два варианта компоновки: дневной и ночной экспресс. Первый предназначен для скоростных перевозок большого количества пассажиров с временем в пути до пяти часов, второй — для эксплуатации на участках с временем в пути 8–12 часов. Вагоны «Меридиана» будут сочетать купе разных классов. В составе предусмотрены вагон-бистро и детские игровые площадки. Также у «Синары» есть проект двухэтажной «Ласточки» для наиболее загруженных участков железных дорог.
Все самые интересные новости о пассажирских перевозках читайте в нашей рубрике «Дороги и транспорт».