У перевозчиков Екатеринбурга вновь наступили тяжелые времена. Коронавирус ударил по самому больному — пассажиропотоку. Транспортники подсчитали потери и получили неприятные цифры. Например, в Гортрансе, который обслуживает львиную долю наземных маршрутов, статистика показала, что в декабре число пассажиров упало на 20%, а в январе — на 22%.
— На сегодняшний день есть вот эти ограничения, которые вступили в силу. Автоматически народ ушел на дистант, прекратился учебный процесс в школах и садиках. К февралю мы уже теряем пассажиропоток на 15%, — рассказал на одном из недавних совещаний генеральный директор Гортранса Сергей Нугаев. — То есть всего за несколько дней образовался вот такой провал. А это [пассажиропоток] у нас главный источник дохода, не считая субсидий по контракту (муниципальному контракту на перевозки. — Прим. ред.). Других дополнительных средств у предприятия нет.
По словам Сергея Нугаева, сокращение пассажиропотока произошло в тот момент, когда в транспортных парках как никогда остро встал вопрос нехватки кадров и низких зарплат. В настоящее время не хватает примерно 30–40% водителей, кондукторов и механиков. После недавнего повышения тарифов в Гортрансе стали планировать повышение оплаты труда с марта 2022 года. Но если стоимость проезда выросла, то падение пассажиропотока открыло у транспортников очередную финансовую брешь. При этом Сергей Нугаев уточнил, что пока предприятию удается более-менее нормально поддерживать работу ключевых маршрутов города. Правда, получается это по принципу «тут густо, там пусто».
— Как в связи с этим привлекать людей на работу? Сложилась ситуация, когда у нас водители, которые раньше стремились выйти на работу в выходной и подзаработать, сегодня уходят на расклейку рекламы или работу курьерами, потому что там им дают больше денег, — объяснил глава Гортранса. — Если говорить об автобусных перевозках, то у нас на сегодняшний день есть 11 так называемых социальных маршрутов, которые связывают удаленные районы. Мы их обязаны полностью закрывать расписанием (выводить необходимое число машин на линию. — Прим. ред.), и мы это делаем. Но при этом страдают другие магистральные маршруты.
К сожалению, ничуть не лучше дела с пассажиропотоком обстоят и в Екатеринбургском метрополитене. По данным директора Андрея Панаиотиди, в январе 2022-го число перевезенных пассажиров снизилось на 14,3% по сравнению с декабрем 2021 года. А за первую неделю февраля пассажиропоток просел на 15% в сравнении с аналогичным периодом февраля 2021-го.
Напомним, что финансовое положение перевозчиков Екатеринбурга и до введения очередных ковидных ограничений было довольно тяжелым. К примеру, троллейбусы Гортранса в августе 2021 года отключали от электричества за долги перед энергетиками. В декабре 2021 года мэрия погасила задолженность. Но общий долг предприятия всё равно остался внушительным. На данный момент он составляет полмиллиарда рублей.