В Екатеринбурге в автобусах № 59 стали работать кондукторы. Эти рейсы (а также автобусы № 50) с 2021 года обслуживались без кондукторов, поскольку были оснащены бескондукторными валидаторами. Но, по словам источника E1.RU в транспортном парке, собираемость платы за проезд оказалась неожиданно низкой. В ситуации, когда пассажирам предоставили возможность добровольной покупки билетов, среди них нашлись те, кто стал регулярно ездить зайцем.
— Спустя полгода халявы стали назначать кондукторов. Обычно машины выполняют четыре или шесть рейсов. Без кондуктора через терминалы продавалось 150–200 билетов. А с кондуктором стало получаться выше трехсот! — рассказал один из работников транспортного парка.
В мэрии подтвердили, что на маршрут № 59 стали назначать кондукторов, хотя в Гортрансе их хронически не хватает. Правда, в администрации уверяют, что проблема с зайцами стоит не настолько остро: в конце прошлого года чиновники сообщали, что за проезд не платят всего 18–20% пассажиров.
— Действительно, когда появляются свободные кондукторы, их отправляют периодически на маршрут № 59. Здесь немного меньше сборы, чем на других бескондукторных маршрутах. Задача кондукторов, в том числе, — разъяснить систему оплаты пассажирам и проконтролировать оплату. Ну, и это своеобразный контроль для тех, кто расслабился, — сообщили в мэрии.
Напомним, что безбилетники облюбовали автобусы с бескондукторной системой оплаты в первую очередь из-за отсутствия жесткого контроля. При этом финансовое положение Гортранса и без того крайне тяжелое.
Проверки маршрутов с бескондукторной системой оплаты в настоящее время проводятся контролерами, но, учитывая нехватку кадров в Гортрансе, не всегда получается обеспечить тщательный контроль. При этом увеличение числа зайцев транспортники прогнозировали еще в 2020 году, до ввода бескондукторной системы.
В сентябре мы рассказывали, что проблему с зайцами решили рассмотреть на уровне регионального правительства. На заседании рабочей группы под председательством замгубернатора Олега Чемезова было решено начать подготовку к изменению закона № 52 «Об административных нарушениях». За ориентир взяли возможное повышение штрафа для безбилетников в пять раз (со 100 до 500 рублей). Проблема актуальна еще и потому, что бескондукторные валидаторы в перспективе планируется установить на все типы транспорта уральской столицы.