Электропоезда «Ласточка», которые связывают Екатеринбург с соседними городами, служат хорошей альтернативой междугородним автобусам и поездкам на автомобиле: они безопаснее, комфортнее, а зачастую и быстрее.
Но не всех устраивает тот сервис, который предлагают пассажирам скоростных электричек. Дизайнер E1.RU Филипп Сапегин в своей гневной колонке объяснил, что не так с популярным маршрутом.
Так уж вышло, что я часто езжу в Пермь к родителям. Самолеты не вариант, да и дорого бы выходило, если бы такой рейс существовал. Когда-то давно я катался по трассе автостопом, но этот способ ненадежен и, как известно, предполагает риски. С автобусами у меня не заладилось с детства, фирменное качество дорожного полотна заставило бы мой вестибулярный аппарат подпортить соседям поездку не один раз за пять часов дороги. В общем — поезда.
Когда РЖД запустили «Ласточки» по моему направлению, я обрадовался: наконец без лишних остановок, переплаты и укачивания можно спокойно укатить на родину. До этого нововведения я ездил в обычных плацкартных вагонах, выбирая ночные рейсы, когда можно, тихо похрапывая, проспать всю дорогу и проснуться уже в другом городе. «Ласточки» же заманили ценой — на треть меньше, чем в плацкарте, и иногда почти на час меньше времени в пути. Могут ли плюсы «Ласточки» перебороть ее минусы? Судите сами.
Из Екатеринбурга «Ласточка» отбывает каждый день в 17:51, прибывая в Пермь в 22:48. Из Перми так же — каждый день, в 06:42 — с прибытием в 11:30. Не видит ли тут работающее большинство проблем?
«Если я хочу уехать на выходные, мне нужно каждый раз отпрашиваться с работы пораньше, так как поезд отходит за 9 минут до конца рабочего дня»
И конечно, просить отгул на часть понедельника, так как я сойду с поезда в Екатеринбурге уже далеко после начала работы. Если не тревожить работодателя и уезжать в субботу, у вас будет пара часов, чтобы сказать привет всем, кого вы хотели увидеть, до того, как ранним утром нужно будет спешить на обратную «Ласточку». Мне повезло с начальством, и я могу позволить себе эти просьбы, а вы можете? А может, вы заканчиваете еще позже или начинаете работать еще раньше? Увы, ни про меня, ни про вас никто не думал.
Снаружи поезд выглядит хорошо — огромная, почти лишенная рельефа классических вагонов стрела в цветах РЖД. Двери открываются кнопкой, которую предстоит нажимать самому, особенно если на улице холодно и проводник решил подождать пассажиров внутри.
Когда заходишь в «Ласточку», попадаешь в этакий большой автобусный салон. Ряды кресел, поручни — полный фарш. Двери между вагонами всегда открыты и открывают взгляду соединительные «гармошки», усиливая сходство с автобусом. На первый взгляд всё очень приятно, аккуратно и логично, но пора занимать свое место, в котором нужно будет провести пять часов.
Итак, садимся в кресло. Кресла, что в целом ожидаемо, нерегулируемые, однако основной ужас в другом. Спинка кресла стоит почти под прямым углом к сиденью, лишая пассажира всякой возможности удобно на нее опереться. Ладно, может, есть еще что-нибудь, что нам поможет расслабиться? Подлокотники не помогут, они здесь тоньше руки и гладкие, что отлично помогает рукам соскальзывать, особенно если вам удастся заснуть в таком странном положении. Может, полка для всякой мелочи? Да, она есть, как в самолетах и некоторых автобусах. Но она тонкая, без адекватного упора и начинает угрожающе скрипеть сразу же, как поставишь на нее локоть. Остается завидовать черной завистью детям, которые могут без проблем положить на нее лицо и уснуть так.
Если же вы расчетливо выбрали местечко у окна, чтобы прислониться к стеклу, вас снова ждет разочарование. Подлокотники поднимаются, но не все. Тот, что у стенки, по сумеречному замыслу неизвестного героя, неподъемный. Так что, прислонившись к окну или стенке, вы будете ощущать, как гениальное конструкторское решение втыкается вам в ребра. Ну и для самых хитрых, тех, кто решил поехать не в одиночку. Склониться друг к другу и найти хотя бы так немного покоя тоже не выйдет. Да, подлокотник между креслами подъемный, но угол подъема ограничен, и подлокотник остается торчать между креслами мрачным памятником погребенного уюта.
Конечно, всё это можно компенсировать, подкладывая под себя куртки, рюкзаки, забираясь на сиденья с ногами, ложась друг другу на колени, из-за чего я постоянно наблюдаю в «Ласточке» парад приспособляемости. Скрюченные люди в удивительных позах, редкие счастливчики, которым кресло пришлось впору, дети, которые спят, опустив лицо на полку, дети, спящие на коленях ерзающих от неудобства родителей, угрюмые люди, опирающиеся локтями на колени, и многие другие экспонаты, среди которых, без сомнения, нахожусь и я.
А ведь можно было сделать хорошо. Подумать о том, что многие работают, пустить поезд тогда, когда не нужно будет беспокоиться о работе. Кресла дать проектировать существу, которое хоть раз в жизни видело живых людей. Предположить, что пять часов в поезде — не то место, где очень хочется тренировать идеальную осанку. Но, похоже, классическое правило «Дешево — значит хреново» доминировало при разработке. А жаль.
Согласны с автором?
О запуске «Ласточек» до Перми стало известно осенью 2019 года — руководство СвЖД заявляло, что электричка будет экономить в пути час по сравнению с рейсовым автобусом. Позже мы сняли фоторепортаж о том, как под Екатеринбургом собирают поезда для всей России.
Свердловские власти планируют увеличить количество ж/д маршрутов в Екатеринбурге — так, губернатор Куйвашев анонсировал появление кольцевой электрички вместо новых веток метро, так как подземку строить долго и дорого.