В этой колонке офис-менеджер Лариса Демидова рассуждает о проблемах городского транспорта Екатеринбурга. По ее мнению, автобусы, троллейбусы и трамваи являются частью общей культуры города, при этом состояние транспортных парков и обслуживание пассажиров не выдерживает никакой критики.
На фоне этих проблем власти уже анонсировали повышение стоимости проезда: в феврале 2022 года цена на билеты вырастет с 28 до 33 рублей. В первую очередь это должно спасти городской транспорт, который сегодня находится в финансовой яме и испытывает кадровый голод. То есть платить за проезд горожане станут больше, а качество перевозок при этом останется прежним.
Какой главный аргумент приводят чиновники, которые сами не пользуются общественным транспортом? Их спрашивают:
— Почему повышаете цену на проезд?
— Потому что давно не повышали!
Я считаю, раз уж повышаете стоимость, то повышайте также чистоту, комфорт и культуру общественного транспорта, а сегодня Екатеринбург — это город с транспортом, но без культуры. Первое, что я сделала, узнав о подорожании проезда, — это зашла на сайт муниципального перевозчика ЕМУП «Гортранс» и прочитала приветствие его директора Сергея Нугаева:
«Общественный транспорт является визитной карточкой города, и со своей стороны мы стремимся сделать всё возможное, чтобы транспортные услуги для жителей и гостей столицы Урала становились удобнее, а ваши поездки в трамваях и троллейбусах оставляли только положительные эмоции».
А теперь о том, с каким «комфортом» я ежедневно сталкиваюсь как пассажир. Я езжу с пересадками на трех видах транспорта: троллейбусе, метро и трамвае.
Салоны — это скорее загоны: окна и пол часто грязные с утра, есть плесень. Летом моя белая офисная блузка превращается в грязную рубаху. Сиденья в троллейбусах бывают настолько низкими, что кажется, будто я сижу на полу. Кстати, полы в троллейбусах все в заплатах из железа, споткнуться — раз плюнуть. А эти обшарпанные ручки и обмотанные изолентой поручни?
И еще вопрос к перевозчикам: как часто моют транспорт? Есть ли в нем антибактериальная обработка? Такое впечатление, что никто и никогда не убирает ни троллейбусы, ни трамваи. Предлагаю выполнять обязательную обработку каждый раз по прибытии на конечную станцию.
Про кондукторов
Каждый кондуктор устраивает себе рабочее место кто во что горазд. В ход идет фантазия — подушечки, кирпичики, сумочки, мозаика на окне, макраме, бутылочки, беляшиками весь салон освежают.
Похоже, у нас в Екатеринбурге обязанность кондуктора — собирать деньги за проезд, и всё. А еще возмущаться поданными деньгами. Сколько раз я слышала: «Идите в магазин со своей мелочью!»
Работа у них, на мой взгляд, собачья — да извинят меня товарищи кондукторы за это крепкое словцо, — при этом нужная и тяжелая. Я бы добавила в их должностные инструкции возможность делать замечания тем гражданам, которые:
не снимают рюкзак;
кричат по телефону в салоне;
не уступают места пожилым людям;
ставят грязные сумки на сиденья.
Кондуктор — это офис-менеджер салона, который не только собирает деньги, но и следит за порядком и регулирует поток пассажиров, помогает детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Про грязь на остановках
Многие остановки, например «Фармацевтический колледж», часто заплеванные и грязные. Хорошо, вы скажете: это периферия. Но я ежедневно выхожу из метро на станции «Площадь 1905 года», и обратите внимание на асфальт, заплеванный жвачкой, которая там копится годами! Ребята, может быть, соскребем ее к Универсиаде? А на остановке трамвая там же — каменная мостовая вся в окурках, выброшенных билетах и медицинских масках. При этом урн там, конечно же, нет: это ведь площадь. А мы, пассажиры, стоим прямо на проезжей части — что опасно, согласитесь.
Могу сказать и положительное: на некоторых остановках появились информационные табло. Вот за это можно сказать спасибо. Но в целом я считаю, что площадь не должна быть проезжей — посмотрите, как это выполнено в Москве.
Как мы можем поднять культуру в транспорте Екатеринбурга?
У меня есть несколько идей. Перечислю их:
— обновить и проверить наличие на сиденьях табличек «Для пассажиров с детьми, инвалидов и людей старшего возраста»;
— восемь передних сидений в салонах выкрасить в отличный от принятого цвет и обязать пассажиров освобождать их по первому требованию, если в салоне появляется пенсионер, ребенок (до десяти лет) или инвалид;
— номера трамваев, троллейбусов и автобусов сделать четкими и видимыми издалека;
— обязать водителей информировать пассажиров о культуре поведения в общественном транспорте. И чтобы обязательно было напоминание, что в первую дверь осуществляют посадку дети, инвалиды и пожилые граждане.
Если мы сейчас возьмемся за приведение транспорта в порядок (а сделать это никогда не поздно), думаю, город в целом станет чище, лучше и приехавшие на Универсиаду студенты увидят культурный, уважающий себя и своих граждан Екатеринбург. Город наш индустриальный, так что хорошо было бы не только зарабатывать здесь деньги, но и гулять в свободное от работы время по чистым и красивым улицам — и чтобы можно было ехать в белом летнем платье в троллейбусе, положив локоть в белоснежной одежде на оконный проем, и ловить солнышко из чистых окон.
И последнее предложение: может, нам ввести в своем городе отдельный тариф — чтобы билет без места был хотя бы на «рупь» дешевле?
Согласны с автором?
Напомним, что в 2022 году Екатеринбург попросит федеральные власти предоставить в лизинг на льготных условиях новые троллейбусы. Об этом в интервью нашему порталу рассказал вице-мэр Алексей Бубнов. В настоящее время самой молодой «рогатой машине» уральской столицы уже 12 лет.
За два последних года городу удалось обновить только парк автобусов. Были приобретены больше сотни новых газовых НЕФАЗов.