Чтобы изучить транспортную доступность районов Екатеринбурга, мы решили проводить свои тест-драйвы, добираясь до центра из разных точек мегаполиса. Принцип отбора территорий был прост: во-первых — удаленность, во-вторых — безальтернативность в части выбора транспорта (только автобусы, никаких выделенных трамвайных линий и метро).
После десяти поездок у нас появилась возможность составить собственный рейтинг. При этом главным параметром для сравнения мы выбрали среднюю скорость транспорта, идущего в потоке, поскольку преодоленные расстояния оказались очень разными. Таблица выглядит так:
Первое место. Академический
Нахождение Академического на вершине рейтинга выглядит почти анекдотом. Наверное, нет в Екатеринбурге другого района, откуда бы нам поступало столько жалоб на транспорт. Главный минус Академического — это хроническая нехватка автобусов и битком набитые салоны.
В то же время у района есть и жирный плюс — длинная выделенная линия для автобусов по улице Вильгельма де Геннина. По этой полосе в часы пик транспорт быстро покидает район.
Что удивило: из Академического можно быстро выбраться в центр за полчаса.
Что разозлило: протиснуться в автобус в утренние часы — настоящий подвиг для академчан. И эта проблема никак не решается. Часто водители заполненных автобусов просто игнорируют остановки, проезжая мимо десятков людей, ждущих транспорта.
Второе место. Кольцово
Ехать из Кольцово в центр долго и нудно в силу большой отдаленности района. При этом уже на выезде из Кольцово транспорт обычно полнехонек: кроме местных жителей в него садятся люди, приехавшие из Арамиля. А возле терминалов аэропорта заходят люди с чемоданами, только что прилетевшие в Екатеринбург. Вывод: Кольцово очень пригодился бы быстрый автобус-экспресс, который смог бы связать микрорайон, аэропорт и станцию метро на Ботанике. Это сэкономило бы кучу времени на пути в центр. В мэрии готовы запустить такой экспресс. Но пока ищут для него перевозчика.
Что удивило: автобус ехал довольно быстро (серьезная пробка была только на Сибирском тракте). Отсюда и второе место в рейтинге.
Что разозлило: помойка на конечной станции Кольцово. Ощущение, что оттуда годами не вывозили мусор.
Третье место. ЖБИ
В дни, когда дорожная обстановка штатная, выбраться с ЖБИ можно более-менее нормально. Но если, к примеру, движение трамваев оказывается парализовано, поездка на транспорте может превратиться в настоящее испытание. Придется впихиваться в битком набитый автобус, который соберет по пути в центр все пробки. Главная проблема для автобусов — выезд с улицы Высоцкого на мост на Малышева. Там по утрам и вечерам возникают заторы. Кроме того, среди водителей есть нехорошая традиция застревать на трамвайных путях, начисто блокируя движение вагонов. Как правило, на рельсах и бордюрах оказываются торопыги, пытающиеся объехать пробки. Этой проблеме уже много лет, и ее никак не могут решить.
Что удивило: полупустой автобус (тест-драйв был проведен в условиях коронавирусных нерабочих дней, поэтому на его объективность мы не претендуем).
Что разозлило: у главного автобусного маршрута № 27, который ведет на ЖБИ, уже много лет нет ни нормальной конечной остановки, ни парковочного кармана. В настоящее время автобусы останавливаются прямо на проезжей части и десять минут дожидаются пассажиров, блокируя целую полосу.
Четвертое место. Компрессорный
Компрессорный удивил отсутствием давки в автобусе и совершенно пустыми дорогами (внутри микрорайона) в час пик. Но выбираться из этой части Екатеринбурга оказалось долго и проблематично. К примеру, на Сибирском тракте автобус потерял целую вечность в огромной пробке.
Что удивило: для кого-то транспорт из Компрессорного — это вторая кровать. По утрам можно спокойно занять сидячее место и вздремнуть, пока медленно едешь в центр.
Что разозлило: небольшой, километровый, выезд с улицы Латвийской и Эстонской на Сибирский тракт. Там по утрам скапливается адская пробка. Промчавшись по пустым дорогам микрорайона, все автобусы встают в длинный дорожный затор, который тянется к тракту.
Пятое место. Химмаш
На первый взгляд, транспортная доступность Химмаша в порядке. Оттуда можно без пересадок уехать к площади 1905 года, к метро на Ботанике, к железнодорожному вокзалу и аэропорту, а также во Втузгородок, на Юго-Запад и ВИЗ. Такой широкий выбор есть из-за того, что на Химмаш кроме автобусов ходят и троллейбусы. Но красиво транспортная доступность выглядит только на бумаге: в реальности у жителей часто возникают проблемы с тем, как выбраться из района. Люди жалуются на огромные интервалы в работе некоторых рейсов.
Что удивило: разветвленная сеть маршрутов.
Что разозлило: главная проблема транспорта с Химмаша в том, что он стоит в пробках на улицах Щербакова и Белинского. В часы пик быстрее идти пешком.
Шестое место. Широкая Речка
Широкая Речка — это автомобильный ад. И он существует в Екатеринбурге уже не первый год. Весь трафик, двигающийся в город, там выстраивается по узкой улице Суходольской. К примеру, Сортировка тоже далеко от центра, но там есть хотя бы трамвай, идущий по выделенке. По утрам изнывает в пробках и Академический, но дороги там худо-бедно строят. И трамвайную линию грозятся проложить. А на Широкой Речке — безнадега.
Что удивило: короткие интервалы между автобусами. Отсутствие давки.
Что разозлило: главная транспортная боль Широкой Речки — это, безусловно, 900-метровый отрезок между остановками «Мичуринский» и «Хрустальногорская». Этот путь транспорт проделывает примерно за 20–30 минут. То есть автобус отъезжает от остановки и тут же встает в мертвую пробку, а затем маленькими шажками добирается до следующего остановочного пункта, который находится в зоне видимости, но при такой черепашьей скорости кажется бесконечно далеким. Часть пути по Широкой Речке мы прошли пешком. Это реально было быстрее.
Седьмое место. Светлый
Светлый — это небольшой (относительно, например, Академического) массив новостроек, который находится возле Кольцовского тракта. Во время нашего тест-драйва он стал единственным районом, в котором не оказалось ни одного маршрута, ведущего прямиком в центр. Чтобы добраться до транспорта, идущего к улице Малышева, потребовалось сделать километровый марш-бросок от новостроек Светлого до улицы Алтайской, где ходит автобус № 056.
Что удивило: позитивным моментом неожиданно стали короткие интервалы в расписании. Автобусы в Светлом утром ходят часто.
Что разозлило: крайне не понравился поход на улицу Алтайскую через лес и кладбище. Если вы живете в Светлом, а работаете в самом центре Екатеринбурга, то на дорогу у вас будет уходить уйма времени.
Восьмое место. Солнечный
Автобусных маршрутов в этом районе немало, но есть проблема: если вам нужно попасть из Солнечного в самый центр Екатеринбурга без пересадок, то подходят для этого только два рейса — № 054 и 57а. Оба автобуса в часы пик пробираются к площади 1905 года через серьезные пробки. Мы выбрали для поездки 054-й и около получаса потеряли в дорожном заторе на Амундсена.
Что удивило: ждать автобус в Солнечном можно внутри стеклянного павильона, где есть сиденья и кофемат. В трескучие морозы такой сервис (он есть только на кольце) невозможно не полюбить с первого взгляда.
Что разозлило: стоять на ногах в едва ползущем транспорте пришлось 1 час и 21 минуту. Это утомительно не только физически, но и психологически. Настоящая пытка автобусом.
Девятое место. Синие Камни
Синие Камни — это своего рода микрорайон-отшельник, взятый в дорожную петлю, с единственным выездом и въездом. Выбраться из него можно только через улицу Комсомольскую, где почти всегда водителей подкарауливает легендарная пробка возле концерна «Калина». Поэтому с Синих Камней транспорт едет очень медленно, отчего район и оказался в «подвале» нашего рейтинга.
Что удивило: с чем повезло жителям Синих Камней, так это с автобусами, которые едут прямиком в центр. На популярных маршрутах № 54 и 054 традиционно работает много машин.
Что разозлило: непонятно, чем руководствовались чиновники мэрии, направившие на Синие Камни два маршрута с очень схожей нумерацией и схожими же пунктами следования. Автобусы № 54 и 054 на две трети являются клонами. Путь по центру у них одинаков, и только после проезда улицы Амундсена их дорожки расходятся: 54-й сворачивает на Бардина, в сторону Академического, а 054-й катится прямо, до поселка Совхозного и микрорайона Солнечного. Из-за этого пассажиры часто путают маршруты, что приводит к конфликтам.
Десятое место. Елизавет
Главная проблема Елизавета — безальтернативность. Например, у соседнего Вторчермета есть трамвай, идущий по выделенной линии. А на Елизавете есть только автобусы, которые по пути в центр застревают в бесконечных пробках. Так получилось, что тест-драйв транспортной доступности Елизавета мы проводили после снегопада. Дорожная обстановка в этой день оставляла желать лучшего, и в итоге путь до центра (дороги были неплохо почищены) занял целых 84 минуты. Даже если отнять от получившейся цифры 15 минут (с поправкой на погоду), это бы не повысило позиции Елизавета в итоговом рейтинге. Выбираться из этого микрорайона долго и сложно.
Что удивило: три из четырех автобусных маршрутов идут с Елизавета прямиком в центр.
Что разозлило: более-менее по расписанию автобусы ходят с шести до семи утра. Начиная с восьми часов транспорт встает в пробки и на остановке можно проторчать от двадцати минут до получаса.
Все важные новости, посвященные транспорту, мы собираем в специальной рубрике.