

Любое повышение стоимости проезда в городском транспорте обосновывается массой расчетов, но для большинства горожан эта игра с цифрами остается малопонятной. Екатеринбуржец Александр Привалов решил с помощью простых формул посчитать на коленке, насколько оправданы действующие тарифы и действительно ли их рост неизбежен.
Все обсуждают стоимость проезда в Екатеринбурге, я решил посчитать, сколько проезд стоит на самом деле. Наверное, я не учту многие важные аспекты, но давайте вместе и разберемся.
Сколько стоит час работы автобуса?
Возьмем новенький «Нефаз». В сети пишут, что он стоит 12 миллионов рублей. Предположим, что он будет работать десять лет по будням. Стоимость амортизации можно представить вот такой формулой: 12 000 000 рублей разделить на (260 дней х 10 лет), итого 4615 рублей в день. Разделим на 8 часов работы и получаем 576 рублей в час.
Расход топлива по самой верхней границе — 35 литров на 100 километров, учитывая пробки, остановки и правила дорожного движения, справедливо будет усреднить, что в час автобус проедет 35 километров. Примем, что в час мы расходуем 12 литров дизельного топлива. Итого 12 л х 52 руб. = 625 рублей в час.
Зарплата водителя и кондуктора (предположим, что она хорошая) 45 000 + 30 000 руб. плюс налоги — это 111 000 руб. в месяц или 694 рубля в час.
Ремонт + гараж + зарплата директора и бухгалтера. Я не экономист, но хочу верить, что это плюс 80 процентов от наших эксплуатационных затрат. Пусть это будет так: (576 + 625 + 694) + 80% = 3411 рублей в час.
«Получается, нашему автобусу в час нужно перевести людей на 3411 рублей, чтобы окупиться»
Вместимость — 110 пассажиров битком. Зная наши пробки, за час он проедет от конечной до конечной и будет один раз набит битком. Делим 3411 рублей на 110 пассажиров и получаем итого 31 рубль.
Может, я, конечно, неправ и где-то что-то слишком округлил, но вот вам цифры.
Дальше можно развивать мысль и брать количество перевезенных пассажиров в день, количество единиц транспорта на маршрутах, но похоже, что повышение стоимости проезда — это объективная реальность.
Согласны с автором?
О том, что уже в феврале 2022 года билеты в наземном транспорте Екатеринбурга подорожают сразу на пять рублей, на пресс-конференции сообщил мэр Алексей Орлов. Мы собрали мнения горожан по этому поводу (разумеется, мало кого порадовала эта новость), а также записали видео, в котором за минуту объяснили, зачем городским властям потребовалось повышать тарифы.
Все новости по этой теме мы собираем в специальном сюжете.