В автобусах Екатеринбурга, где ввели бескондукторную систему оплаты, каждый пятый катается зайцем. При этом административная ответственность за безбилетный проезд мизерная: по областному закону № 52 пассажиру могут назначить штраф всего в 100 рублей.
— На сегодняшний день по бескондукторной системе работают два автобусных маршрута — № 50 и 59. Процент пассажиров, добросовестно оплачивающих проезд, составляет 80–82%, соответственно, не оплачивающих — 18–20%, — уточнил председатель городского комитета по транспорту Игорь Ощепков.
Глава комитета также подчеркнул, что финансовые потери Гортранса на этих двух маршрутах составляют 25–30%. При этом в ряды безбилетников иногда попадают люди, у которых есть наличка, а за проезд нужно платить картой (или наоборот: есть карта, но нет наличных, а валидатор не работает).
Напомним, что безбилетники облюбовали автобусы с бескондукторной системой оплаты в первую очередь из-за отсутствия жесткого контроля. При этом финансовое положение Гортранса и без того крайне тяжелое.
Проверки маршрутов с бескондукторной системой оплаты в настоящее время проводятся контролерами, но, учитывая нехватку кадров в Гортрансе, не всегда получается обеспечить тщательный контроль. При этом увеличение числа зайцев транспортники прогнозировали еще в 2020 году, до ввода бескондукторной системы. На части автобусов, оборудованных валидаторами, было решено сохранить кондукторов.
В сентябре мы рассказывали, что проблему с зайцами решили рассмотреть на уровне регионального правительства. На заседании рабочей группы под председательством замгубернатора Олега Чемезова было решено начать подготовку к изменению закона № 52 «Об административных нарушениях». За ориентир взяли возможное повышение штрафа для безбилетников в пять раз (со 100 до 500 рублей). Проблема актуальна еще и потому, что бескондукторные валидаторы в перспективе планируется установить на все типы транспорта уральской столицы.