Один из парадоксов уральской зимы — как только выпадает белый снег, на дорогах становится куда грязнее. Автору бестселлера про оттенки серого стоит задуматься, не поскромничала ли она в подсчетах. Из года в год столица Урала покрывается коричнево-серыми массами, «благодаря» им город даже занял четвертую строчку в списке самых грязных городов Ильи Варламова.
Автомобилисты и пешеходы обвиняют в смертном грехе разведения грязи мэрию, дорожников, гряземесов, американского президента, производителей реагентов и строителей. Так кто же виноват и что делать? Прежде чем пытаться разобраться с этими вопросами, стоит ответить на другой: из чего все-таки состоит уральская грязь?
Навеяно стройкой
Много лет грязь на улицах Екатеринбурга — причина недовольства властью и повод для критики коммунальщиков. Однажды мэрии это, кажется, надоело, и за серую жижу решили взяться всерьез. В 2016 году город выделил почти 2 млн рублей на исследование субстанции «неизвестного происхождения». Цель — это самое происхождение и выяснить.
Исследования длились полтора года. Сотрудники УрО РАН собирали грязь в разных частях города и в разные сезоны, изучали пробы и делали выводы.
— Грязевой осадок в Екатеринбурге в значительной степени состоит из пылевой фракции — вот, возможно, главный вывод из результатов исследований, опубликованных мэрией.
Следующий логичный вопрос — откуда берется сама пыль? Ответ опять же в исследовании: три четверти грязевого осадка в городе составляют мелкофракционные продукты разрушения щебня и других строительных материалов на основе минерального сырья. А это граниты, габбро, серпентинит — всё то, что регулярно используют при строительстве домов и дорог.
Ничего удивительного: Екатеринбург традиционно входит в топ-10 российских городов по росту численности населения и скорости возведения жилья. Город развивается, новостройки сдаются целыми кварталами, а к новым районам ведут километры новых дорог. И делают их, к сожалению, не из алмазов. А асфальт имеет неприятное свойство крошиться. Особенно под мощным напором шипованной резины.
Угроза с воздуха
Интересно, что разносится пыль не только по земле, но и по воздуху. Подтверждение этому можно найти в последнем отчете областного министерства природных ресурсов и экологии «О состоянии окружающей среды на территории Свердловской области в 2020 году». Контролирующие станции ведомства зафиксировали превышение нормативов содержания в атмосфере Екатеринбурга взвешенных частиц РМ10, диоксида азота и оксида азота.
РМ10 — частицы диаметром менее 10 мкм, — и есть частицы пыли. Они в пять раз меньше толщины человеческого волоса, и из-за своего размера вредят не только чистоте на дорогах, но и здоровью жителей. Эти частицы способны проникать глубоко в легкие и оседать там, вызывая различные респираторные заболевания.
Лепта заводов
Как выяснилось, три четверти пыли — строительного происхождения. Откуда берется оставшаяся четверть? Среди основных источников пыли ученые называют производственные выбросы в атмосферу и выхлопные газы автомобилей. И здесь Уралу не повезло, как говорится, по всем пунктам.
Екатеринбург стал промышленным городом во времена, когда об экологии даже и не слышали. Да, сегодня металлургические заводы всё меньше загрязняют воздух: экологические нормативы становятся всё строже, надзор всё сильнее. Но до полностью безвредного производства еще далеко. Достаточно вновь взглянуть в отчет регионального минприроды — свердловская промышленность в прошлом году выбросила в атмосферу 114 100 тонн твердых веществ.
И с машинами дела обстоят не лучше. Екатеринбург — один из самых автомобилизированных городов страны. Например, в рейтинге 2020 года по количеству частного транспорта на 1000 человек он обошел даже Москву. Тогда показатель уральской столицы составил 305 автомобилей. В 2020 году свердловские «железные кони» выбросили в атмосферу региона 140 330 тонн загрязняющих веществ.
Трава vs грязь
Но не пылью единой полнится уральская грязь. Ее 20%, согласно всё тому же исследованию, составляет органика. То есть земля. Земля, которая должна бы лежать на газонах. Но ногами, шинами, ветрами и дождями ее разнесло по всему городу. К сожалению, менталитет и привычки уральцев изменить сложно, поэтому ученые предлагают более реалистичные меры для решения проблемы.
Например, следует заняться зелеными насаждениями. Нельзя надеяться, что на газонах что-нибудь да вырастет. Дикоросы и сорняки могут красиво цвести, но не сохраняют грунт. На это способны только специальные рулонные травяные покрытия — такие насаждения не позволят земле вымываться. Конечно, при условии, что бордюры газонов целые — на это тоже обращали внимание исследователи.
От песка до реагента
Масла в огонь подливают и дорожные службы. Точнее, подсыпают песка на дороги. Долгие годы идет, кажется, нескончаемый спор, что же лучше использовать: старый добрый песок (на крайний случай песко-соляную смесь) или реагенты. Первый многим понятнее, но не способен полностью справиться со снежными накатами и гололедицей. Вторые топят опасный снег и лед на дорогах, превращая их в гораздо менее опасную, но не очень эстетичную снежную шугу.
Сегодня власти Екатеринбурга используют и то и другое. Например, только за одни сутки — 25 ноября, согласно отчету мэрии, для обработки проезжих частей и тротуаров израсходовали 20 тонн противогололедных материалов и 50 тонн фракционного песка.
Не следует забывать и о еще одной обязательной составляющей чистых дорог зимой — снегоуборочной технике. В Екатеринбурге в самые снежные дни на улицы выводят порядка 350 единиц. В это время в Санкт-Петербурге, который по площади в три раза больше уральской столицы, на уборку выводят почти в шесть раз больше техники: 1800 единиц.
В уральской грязи нет ничего необычного, кроме ее объемов. А всё потому, что Екатеринбургу не повезло. В одном городе сошлись практически все причины, по которым появляется пыль. И пока власти принимают экологические инициативы и пытаются регулировать промышленное загрязнение, каждый житель может внести свою лепту в чистоту улиц. Например, перейти с шипованной резины на «липучку» и перестать парковаться на газоне. Стереть клеймо «Грязьбурга» удастся только комплексными мерами.