Живя в мегаполисе, невозможно быть равнодушным к снегопадам. Если вы водитель, то будете проклинать снег за 10-балльные пробки и потраченный впустую бензин. Если вы пешеход, вам нужно внимательно смотреть под ноги, ибо снег имеет свойство превращаться на тротуарах в лед, на котором можно переломать ноги. Если вы чиновник, то выпавшие осадки — это повод сделать красивый (и мало что говорящий простым горожанам) отчет о том, сколько тысяч тонн снега было вывезено на полигоны.
Наконец, есть еще одна категория людей, для которых каждый снегопад — это как воющая сирена, предупреждающая об авианалете. Задача этих людей — быстро мобилизовать и вывести уборочную технику, чтобы почистить дороги и тротуары города от выпавших осадков. При этом работу коммунальных служб у нас модно критиковать: дескать, «чистят плохо», «техники мало», «мешают на дорогах» и так далее.
После очередного снегопада мы прокатились с одним из водителей Чкаловского ДЭУ — Андреем Чухланцевым — и поговорили с ним о его работе. Забегая вперед, скажем, что труд снегоуборщика тяжелый и монотонный, но нередко его усложняют сами горожане.
— Давно работаете?
— Да 11 лет уже.
— В течение какого времени вы должны выехать?
— Перед выездом у нас обязательный медосмотр, потом проверка техники и сразу же выезд. Нас при этом делят на звенья по несколько машин. Каждое звено работает по своему направлению. Например, у нас Чкаловский район, один из самых больших. Это и поселок Рудный, и Горный Щит. За смену мы наезжаем по 100–200 километров. Бывает и больше.
— Какой у вас график?
— Пять через пять, и работаю только в ночь. В среднем это 12 часов, и есть один час на передышку, чтобы чай попить. Я раньше работал дальнобойщиком, там и потяжелее приходилось. Но многие у нас не выдерживают: поработают и увольняются. За эту зарплату не хотят трудиться. У нас платят 30–40 тысяч.
— Что раздражает на работе? Каково это вообще — чистить снег в Екатеринбурге?
— Габариты уборочной машины большие, но их учишься чувствовать. Всё приходит с годами и опытом. Самое сложное — это постоянно заставленные автомобилями обочины и остановки. Вот тут, на Шварца, жители просто бросают машины на обочине, и с этим большие проблемы. Нужно их объезжать. Через пять минут после нашего проезда этот водитель уезжает, вся грязь и снег остаются, а у людей создается впечатление, будто мы халтурой занимаемся.
Днем нам часто мешает общественный транспорт. Троллейбусы обгоняют и тормозят звено, которое могло бы идти быстрее. Некоторые водители легковушек еще и подрезают! Вклиниваются в наше звено. И отдельная тема — это таксисты. Они любят стоять на остановках. Фарами им мигаешь, а они делают вид, что не замечают КАМАЗ позади себя.
(На этом моменте Андрей начинает энергично крутить руль туда-сюда.)
— А это еще зачем? Что за пируэты?
— Кручу рулем, чтобы прижать отвалом снег в каждый дорожный карман, а потом его выгребет другая техника. Также есть компьютер для настройки отвала и щетки, а также для посыпания дороги гравием. Тяжелее всего со льдом. В такие дни впереди идут грейдеры, сдирают накат на дороге, а мы прижимаем снег и посыпаем мелким щебнем, чтобы на дороге было не так скользко.
— Часто уборочная техника засыпает выезды из дворов, и это, мягко говоря, бесит. Почему так получается?
— Мы едем в среднем [со скоростью] 10–15 километров в час. Если сзади еще идет и трактор, то он просто не успевает расчищать выезды, потому что должен успевать за нами.
— Бывает, что уборочная техника царапает асфальт и ломает ограждения. Что это за приборка такая?
— Это в основном касается грейдеров. Да, они могут зацепиться отвалом за ограждение. Но не бывает идеальной уборки. Из-за ДТП инфраструктура в городе страдает куда чаще, чем от коммунальных служб.
— Как бы вы в целом охарактеризовали отношение людей к тем, кто занят уборкой снега?
— Конечно, нас критикуют, но нужно понимать, что при сильных снегопадах нереально убрать все осадки. Ты проходишь одну улицу, а в это время засыпает другую. Днем нас критикуют, что мешаемся: и без нас пробки. Ночью — за то, что шумим. А когда тогда нам прибираться? Невозможно угодить всем, но мы стараемся по максимуму всё вычищать. У нас на каждой машине есть навигация. Если хотите, вы можете следить за тем, как работает техника в городе.
Нынешний ноябрь уже показал свой непростой характер. Иногда дорожная обстановка выходит из-под контроля, даже несмотря на усилия коммунальных служб. Недавно в Екатеринбурге произошел день жестянщика: из-за снега и потепления дороги превратились в каток. Это стало причиной десятков аварий, падений и вылета машин в кюветы. Самые крупные происшествия мы собрали в одной публикации.
Всю информацию про день жестянщика мы публиковали в нашем онлайне. Об опасных погодных условиях водителей заранее предупредили в ГИБДД. В Свердловскую область тем временем приходит настоящая зима.