Грязь на дорогах — такая же вечная тема для споров, как, например, выбор между шипами и липучкой. Именно в шинах, а не в реагентах, и кроется главная причина зимней слякоти, считает екатеринбуржец Стас Шаров. В своей колонке он объяснил, почему дорожная соль не зло.
Я постоянно сталкиваюсь со стереотипом: «Дороги посыпают какой-то дрянью! Вся грязь от "Бионорда"».
Ходят мифы — от того, что этот самый «Бионорд» сам по себе какая-то жуткая грязь, до того, что его смешивают с песком.
Нет. «Бионорд», если верить производителю, — это обычная соль с добавками, которые снижают ее пагубное воздействие на окружающую среду. Сегодня ехал за рассыпалкой «Бионорда» и даже остановился собрать кристаллы.
Грязь есть на дороге. А вот откуда она там — вопрос не такой простой.
Да, на дороги грязь чаще всего попадает с газонов. Стекает в дожди, разносится гряземесами, паркующимися на газонах, попадает пылью при помощи ветра. Есть еще мнение, что грязь попадает со строек. Но нет, как минимум потому, что все коммерческие стройки у нас в городе прилично так прессуют дорожные службы и заставляют на выезде мыть самосвалы. Я сам жил несколько лет рядом со стройкой — чисто. А вот муниципальные стройки и ремонты дорог — да, хороший источник грязи. Администрация города позволяет им гадить на дороги. Я как-то писал запрос в администрацию на ужасную грязь от стройки бюджетного спорткомплекса — мне ответили, что всё окей, перед проверкой грязь убрали дорожные службы, а так можно.
Но всё это «летние» способы попадания грязи. Летом ежедневно, а то и чаще почти все наши улицы пылесосят и проводят на них влажную уборку. Я живу над перекрестком и знаю это лично.
«Всё лето дожди не вызывают загрязнения авто так сильно, как зимой в оттепель»
Так откуда грязь зимой? Очень просто. Ее провоцируют на 90% шипы. Во-первых, асфальт — штука шершавая. Дорожная техника не выскребает тщательно глину и слипшуюся пыль из шероховатостей. Это надо очень сильно тереть и мыть, чтобы асфальт стал реально чистым. А шипы — они отлично выскабливают грязь «из самых труднодоступных мест».
Во-вторых, шипы — это твердосплавный металл, который при многократном контакте с асфальтом изнашивает его. От одного колеса это наночастица. От десятка тысяч колес — это вполне себе уже пыль. Немного. Вот вся пыль из щелочек и износа только за несколько дней едва сделала снег серым. Он даже не кажется грязным!
Но нет. Если растопить его — получится тонкая пленка дриста, которую уже легко увидеть на кузове авто после проезда пары километров по городу. Легко увидеть, но сложно смыть — это не только глина и торф с газонов и строек, но и мельчайшая битумная пыль от асфальта. Липкая и склизкая.
И стоит только свернуть на дорогу с малой интенсивностью, как она становится чистой! А если это двор или проселок — вообще белоснежно!
До тех пор, пока каждый перекресток и пешеходный переход не засыплют «Бионордом». Он растапливает серый снег, оставляя концентрат склизкой грязи, который уже растаскивается колесами по всем дорогам и дворам.
«Бионорд» не зло. Зло, что после его применения вот эту жижу не всасывают уборщики улиц. Ну и шипы — зло. Да, они спасают на льду лучше фрикционной резины. Но тут уж надо администрации города определиться: либо шипы и лед, либо «Бионорд» и липучка. В обоих случаях будет ощутимо чище.
А если убирать растопленный «Бионордом» снег — совсем чисто.
Согласны с автором?
Похожим образом о проблеме грязных улиц высказывался прежний мэр Екатеринбурга Александр Высокинский, а еще раньше в лаборатории УралДорНИИ проводили эксперимент с реагентом в присутствии журналистов.
В этом году «Бионорд» стали использовать и весной — шампунь с таким названием применяют для мытья дорог от масляных пятен и остатков соли.