Чтобы изучить транспортную доступность районов Екатеринбурга, мы решили каждый понедельник проводить тест-драйвы, добираясь до центра из разных удаленных точек города.
На этот раз наступила очередь Солнечного. Это несколько кварталов новостроек, возведенных на юге Екатеринбурга, недалеко от ЕКАД. Микрорайон стремительно разрастается. Ожидается, что к 2035 году общая численность его населения составит 66 тысяч человек (почти столько же, сколько в Академическом). В настоящее время в Солнечном живет 10 685 человек, и это тоже внушительная цифра.
За стеклом
Несомненный плюс: ждать автобус в Солнечном можно внутри стеклянного павильона, где есть сиденья и кофемат. В трескучие морозы такой сервис (он есть только на кольце) невозможно не полюбить с первого взгляда. Во многих районах, где мы ранее побывали, о таких павильонах и не слышали. Вместо этого там были «уставшие» навесы, установленные бог знает сколько десятилетий назад.
— Честно говоря, в павильоне зимой довольно холодно, потому что люди постоянно ходят туда-сюда и теплый воздух не задерживается. Но в нем хотя бы нет ледяного ветра, а летом можно нормально укрыться от дождя, — рассказала одна из девушек на конечной.
Микрорайон Солнечный в настоящее время обслуживают шесть автобусных маршрутов: № 054, 077, 53, 63, 58, 57а. При этом в последние годы число рейсов поэтапно увеличивали. Так, 054-й продлили до Солнечного от поселка Совхозного в 2019 году, а в 2021-м в микрорайон направили большие муниципальные автобусы № 57а (ДМБ № 9 — Солнечный) и 58 (Горбольница № 7 — ретейл-парк «Солнечный»).
Итак, маршрутов немало, но есть проблема: если вам нужно попасть из Солнечного в самый центр Екатеринбурга без пересадок, то подходят для этого только два рейса — № 054 и 57а. Оба автобуса в часы пик пробираются к площади 1905 года через серьезные пробки. Мы выбрали для поездки 054-й и около получаса потеряли в дорожном заторе на Амундсена. На этой дороге очень не хватает выделенной полосы, как, например, на улице Вильгельма де Геннина в Академическом.
В результате путь от Солнечного до проспекта Ленина занял 1 час 21 минуту — и пока это рекорд (по продолжительности) среди всех районов города, которые мы протестировали.
Даже из Компрессорного и Кольцово в часы пик добраться до центра получалось побыстрее, чем из Солнечного.
Единственный плюс: автобусы уходят из Солнечного полупустыми. О кошмарной давке, как в Академическом, здесь и не слышали. Относительно свободными ходят даже популярные у местных жителей автобусы № 077 (у них недавно внезапно отменили несколько остановок). Транспорт заполняется пассажирами только в Юго-Западном.
Проблемы и перспективы
С 2018 года в Солнечном постоянно меняют новый маршрут № 53. Изначально автобус пустили до железнодорожного вокзала, однако рейсы оказались нерентабельными и перевозчик забросил это направление. В 2021 году автобусы № 53 возродили, удлинив путь транспорта до Пехотинцев, но и эта идея оказалась неудачной.
Недавно в мэрии по-тихому укоротили 53-й маршрут в два раза. Теперь транспорт ходит только до Южного автовокзала, подвозя людей до метро. Этим путем можно сократить время до центра, но с пересадкой будет дороже.
— Есть ощущение, что 53-й наконец поехал. Раньше одна машина была на линии, теперь ставят до трех. На самом деле довольно удобно, потому что быстро добираешься до метро и оттуда до центра, — рассказал один из жителей.
Поскольку одними автобусами жив не будешь, у чиновников мэрии есть план провести в Солнечный трамвайную ветку.
Авторы проекта, представленного еще в 2017 году, предложили проложить ветку от существующего кольца на Окружной вдоль улиц 2-й Новосибирской и Лучистой и построить разворотное кольцо в районе пересечения улицы Чемпионов и Лучистой. До врезки в существующую трамвайную сеть нужно проложить всего три километра рельсов.
Но прежде придется реконструировать и расширить 2-й Новосибирскую и Лучистую, где, среди прочего находится высоковольтная линия (переход через которую увеличит стоимость работ). К этой работе уже приступили. Впрочем, опыт Академического показывает, что быстро трамвайные линии в Екатеринбурге не строят, поэтому пока жители Солнечного ежедневно проводят в пробках по два-три часа.
Все репортажи, посвященные транспортной доступности районов, вы можете почитать здесь.