Чтобы изучить транспортную доступность районов Екатеринбурга, мы решили каждый понедельник проводить тест-драйвы, добираясь до центра из разных удаленных точек. На этот раз наступила очередь ЖБИ. Этот район расположен в восточной части Екатеринбурга и плотно застроен жилыми высотками.
По сути, ЖБИ — это такой же густонаселенный район, как и Академический, который мы тестировали неделей ранее. Но если в Академическом из транспорта представлены только автобусы (в которых постоянно страшная давка), то ЖБИ имеет хорошую альтернативу в виде трамвая, едущего по выделенной линии прямиком в центр.
Тонкая грань
Из популярных автобусных маршрутов, идущих в центр города, в районе представлены муниципальные 27-й и 61-й. А также — целая армада трамвайных маршрутов (№ 5, 8, 13, 15, 23, 32), идущих к площади 1905 года, в Пионерский, на Юго-Запад, Уралмаш и Сортировку.
В дни, когда дорожная обстановка штатная, выбраться с ЖБИ можно более-менее нормально. Но если, к примеру, движение трамваев оказывается парализовано, поездка на транспорте может превратиться в настоящее испытание. Придется впихиваться в битком набитый автобус, который соберет по пути в центр все пробки.
Главная проблема для автобусов — выезд с улицы Высоцкого на мост на Малышева. Там по утрам и вечерам возникают дорожные заторы. Кроме того, среди водителей есть нехорошая традиция застревать на трамвайных путях, начисто блокируя движение вагонов. Как правило, на рельсах и бордюрах оказываются торопыги, пытающиеся объехать пробки. Этой проблеме уже много лет, и ее никак не могут решить.
Автобусы ходят с перебоями
— Иногда их просто не дождешься, — пожаловалась на автобусы одна из местных жительниц. — Зимой, проторчав на остановке, приходится, не чувствуя ног, идти на трамвай, до которого очень далеко. У нас трамвайная линия находится в одной части района, автобусы — в другой.
К автобусным маршрутам на ЖБИ действительно периодически возникают претензии (причем не только у горожан, но и у транспортного комитета). Причина — длинные интервалы. Так, весной 2021 года в мэрии нашли нарушения в работе автобусного маршрута № 61. Проверку провели после того, как местная жительница Анна пожаловалась чиновникам, что ежедневно по 40 минут ждет автобус на остановке «ЖБИ» на улице 40-летия Комсомола.
Аналогичная проблема в 2021 году возникала и в работе маршрута № 27. При этом руководство Гортранса вызывали в администрацию и требовали исправить ситуацию.
В феврале специалисты комитета по транспорту выяснили, что рейсы на маршруте № 27 не выполнялись в полном объеме, а интервалы действительно были большими. При том что по контракту временные промежутки не должны были превышать 15 минут.
Трудности в работе муниципальных маршрутов городская администрация сегодня традиционно объясняет эпидемией коронавирусной инфекции.
— Из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки у перевозчика возникли проблемы с персоналом, которые привели к нестабильной работе маршрутов, — отметили в мэрии. — Перевозчик принимает меры, чтобы обеспечить надлежащее транспортное обслуживание. Отметим, что комитет по транспорту администрации города взял под особый контроль решение кадрового вопроса на транспортных предприятиях. Количество транспорта не было сокращено. Кроме того, из-за прививочной кампании на предприятиях часть сотрудников отсутствуют после прививки в течение одного-двух дней.
По словам жителей ЖБИ, в час пик от района до центра автобусы доезжают за 40–45 минут. Вечером путь занимает примерно столько же времени.
Что касается нас, то мы сели на автобус № 27 в 08:10, а добрались до площади 1905 года уже в 08:39. Но этот тест-драйв был проведен в условиях коронавирусных нерабочих дней, поэтому на его объективность мы не претендуем.
Обещали благоустроенное кольцо
Удивительная вещь: у главного автобусного маршрута № 27, который ездит на ЖБИ, уже много лет нет ни нормальной конечной остановки, ни парковочного кармана. В настоящее время автобусы останавливаются прямо на проезжей части и десять минут дожидаются пассажиров, блокируя целую полосу.
В администрации Кировского района предлагали мэрии продлить маршрут на несколько сотен метров и обустроить его конечную на пустыре напротив дома № 43 на Новгородцевой и местной автомойки. Но по сей день подвижек ноль.
Напоследок по традиции дадим слово нашим читателям, которые решили высказаться о проблемах транспортной доступности ЖБИ (подписывайтесь на нашу группу во «ВКонтакте»):
Демид Савельев:
— После 22:10 нереально уехать с ЖБИ. Если в 22:05 не успел на трамвай, следующий только в 22:40.
Илья Останин:
— Если трамваи встали, то втиснуться в автобус — подвиг. Потом еще в пробке на мосту (на улице Малышева. — Прим. ред.) выстоять. А с лета по мосту трамваи ползут со скоростью 10 километров в час. В обе стороны. С улицы Сыромолотова нет маршрутов в ТЦ «Мега», надо идти на улицу Высоцкого.
Артем Харрасов:
— Живу у остановки «ЖБИ», приходится ждать автобус от 5 до 40 минут, речь о 27-м маршруте. Вечером из центра тоже не уехать, ждать автобус в среднем 30 минут, трамваи уже все в депо уехали. И вот как, работая в торговом центре, уезжать нормально домой? Работаешь до 22:00, в итоге дома — ближе к полуночи.
Анастасия Шерстобитова:
— Трамваи встают, если на путях ДТП. Автобус № 27 раньше ходил чаще, сейчас — реже. В общем, всё делается для народа... Что толку от трамваев, если они не ездят? Выбраться можно только на маршрутках. В районе построили дома новые, а про дороги никто не подумал. С ЖБИ и раньше было туго выехать, сейчас вообще капут.
В таблице ниже мы собрали информацию обо всех районах, где протестировали транспортную доступность.
Все репортажи, посвященные транспортной доступности районов Екатеринбурга, мы собираем по этой ссылке.