В Екатеринбурге завершилась многолетняя эпопея со строительством нового Макаровского моста. Строители в довольно сжатые сроки возвели два новых путепровода — мощнее и шире. Наконец-то город получил полноценный проезд по улице Челюскинцев — это серьезно разгрузит центр от пробок.
В честь завершения грандиозной реконструкции мы решили вспомнить основные вехи в истории Макаровского моста.
Как же его правильно называть?
Мост через Исеть примечателен не только своими размерами, но и тем, что в прошлом он неоднократно менял названия. Самый первый деревянный мост через реку был построен в 1881 году. Инициатором его сооружения выступил городской голова Василий Кривцов. Деньги собирали с помощью меценатов.
После постройки мост получил вполне логичное название — Кривцовский. Он был рассчитан только на конные экипажи и пешеходное движение. Однако Кривцовский мост сыграл огромную роль в развитии Екатеринбурга, потому что сильно сократил путь от западной части города к железнодорожному вокзалу.
В конце ХIХ века сооружение на собственные деньги отремонтировал купец и хозяин паровой мельницы, городской голова Илья Симанов. Из-за этого мост стали называть Симановским.
— Обновленная версия моста также была деревянной и обеспечивала пропуск увеличившихся потоков гужевого транспорта. В 1904 году Илья Симанов разорился, и его мельница перешла к братьям Макаровым. В результате через некоторое время екатеринбуржцы окрестили мост Макаровским. С этим именем строение дожило до наших дней, изменив свой облик и грузоподъемность, став железобетонным в 1959 году, — рассказали в мэрии.
Как Макаровский мост стал железобетонным
Осенью 1959 года в Свердловске закончили очередную реконструкцию моста через реку Исеть. Из деревянного он стал железобетонным и начал пропускать не только автомобили, но и трамваи. Макаровский мост стал самым длинным в городе — 242 метра при ширине в 25 метров. Высота строения от уровня проезжей части до водной глади Исети оказалась равна 10,5 метра. В газетах того времени можно найти много публикаций, в которых журналисты с восторгом писали про новый путепровод и его строителей:
«С вводом его в эксплуатацию откроется крупнейшая транспортная магистраль города. Коренным образом улучшится пассажирское сообщение и движение грузовых автопотоков. Поэтому строители, начав работу в марте, уже в апреле перешли на двух-трехсменную работу. Здесь трудятся бригады квалифицированных рабочих».
Стройку нового капитального моста сопровождали серьезные трудности. Например, в одном из интервью молодой инженер Алексей Зинченко рассказывал корреспонденту о нехватке стройматериалов.
— Темпы работ сейчас очень высокие. Строители спешат. Думаю, что через две-три недели по мосту пройдут первые трамваи и машины, — говорил Алексей Зинченко. — К октябрьским праздникам (годовщине Октябрьской революции. — Прим. ред.) свердловчане, конечно, получат полностью отделанный мост.
К сожалению, предпусковые дни и энтузиазм строителей омрачают руководители тех предприятий, которые поставляют нам стройматериалы. Завод коммунального машиностроения должен был выдать 75 тонн чугунного литья для ограждения моста и для опор контактной сети. Работы уже надо завершать, а литья нет. Вот и задерживаем монтаж опор для контактной сети и люминесцентных светильников. И, наконец, самое обидное — сегодня нет ни грамма цемента. Наш заказчик — управление благоустройства горисполкома (в настоящее время — администрация Екатеринбурга. — Прим. ред.) — не позаботился вовремя доставить нам этот самый необходимый материал, — объяснял инженер.
Несмотря на сложности, грандиозный для того времени объект все-таки построили. 4 ноября 1959 года, в канун празднования годовщины Октябрьской революции, по улице Челюскинцев открылось регулярное автомобильное и трамвайное движение. Возведенный советскими строителями железобетонный мост прослужил городу почти 60 лет.
Свою последнюю модернизацию Макаровский получил в 2005 году, когда на нем увеличили количество полос для движения и заменили тротуарные плиты. Но по меркам нового времени старый Макаровский мост был уже глубоким пенсионером и не отвечал современным техническим требованиям, связанным с бурной автомобилизацией.
Именно поэтому вместо него было решено построить абсолютно новый мост, за строительством которого весь Екатеринбург наблюдал почти пять лет. Напомним, что всю важную информацию о реконструкции Макаровского моста мы собираем в специальном разделе.
Почитать об истории других мостов Екатеринбурга можно по этой ссылке.