Чтобы изучить транспортную доступность районов Екатеринбурга, мы решили каждый понедельник проводить тест-драйвы, добираясь до центра из разных удаленных точек. На этот раз наступила очередь Академического. Недавно ему решили присвоить статус полноценного восьмого района города.
В этой части Екатеринбурга строится большое количество домов и стремительно увеличивается население (в настоящее время его численность оценивается в 80 тысяч человек), но с точки зрения транспортной доступности Академический можно охарактеризовать одним словом: давка. Каждое утро на остановках между местными жителями возникают бои за право пролезть в салон битком набитых автобусов. Мы прокатились в одном из пазиков и надеемся, что такой опыт нам больше не понадобится.
Эй, там, подвиньтесь!
В семь утра от остановки «Микрорайон Академический» на улице Вильгельма де Геннина пытался отчалить автобус № 019, но водитель медлил с отправлением. С подножек гроздьями свисали несчастные пассажиры, которым не посчастливилось влезть в салон. Переднюю дверь кое-как удалось закрыть, а с задней пытался совладать кондуктор — силой воли и мускул. В итоге машина все-таки поехала, но один из мужчин некоторое время маячил снаружи, частично придавленный створкой.
— Конечная автобусов близко, но они сюда приезжают уже битком набитыми, — рассказала стоявшая на остановке жительница района. — Если вы едете с ребенком, шансов втиснуться нет никаких. Тут, наверное, проще пойти на автобусное кольцо и садиться там, пока салон еще не заполнен.
Самое печальное, что в промежуток с семи до восьми утра ситуация на остановке никак не поменялась. Заполненные автобусы продолжали приходить, а народ — втискиваться в них. Прямо при нас одна из женщин в отчаянии спрыгнула с подножки и двери захлопнулись перед ее носом. Уехать из Академического в час пик без определенной сноровки невозможно.
Маршрутов много, но и людей тоже
Самое странное в этой ситуации то, что Академический никак нельзя назвать районом, обделенным общественным транспортом. Только по Вильгельма де Геннина проходят восемь различных маршрутов. Проблема в том, что наибольшей популярностью пользуется транспорт, идущий прямиком в центр, — № 012, 016 и 019, а это тесные пазики.
Есть еще муниципальный маршрут № 54 в направлении площади 1905 года, который обслуживается большими газовыми автобусами Гортранса. Но к нему у жителей Академического есть две претензии: во-первых, транспорт ходит намного реже, во-вторых, путь 54-го пролегает через Юго-Западный, где он надолго застревает в пробках.
— Нам здесь нужны большие автобусы и какой-нибудь быстрый маршрут до центра. Ведь не первый год уже просим об этом. Транспорт есть, но он просто не справляется с потоком людей, — посетовал один из мужчин.
Пусть ждут следующий!
Во время тест-драйва нам удалось сфотографировать и снять на видео любопытную вещь: заполненные пассажирами автобусы просто игнорировали остановку общественного транспорта. Не сбавляя хода, мимо пронеслись как минимум три машины. При этом люди на остановке даже не ругались им вслед — видимо, такая картина уже им приелась. Мы переслали видео с проехавшими мимо автобусами в транспортный комитет администрации города. Там коротко ответили, что примут меры.
Вспомним, что разобраться с давками в Академическом чиновники обещали еще прошлой зимой, когда люди жаловались губернатору Евгению Куйвашеву. После критики главы региона некоторых перевозчиков вызвали на ковер и даже оштрафовали, но ощутимого эффекта это не дало. Тогда главным виновником ситуации был назван COVID-19, спровоцировавший нехватку водителей и кондукторов.
Надежда на избавление от постоянных давок у жителей Академического была летом 2021 года, когда мэрия разыгрывала новые конкурсы на перевозку пассажиров. Но получился какой-то пшик: по словам людей, на проблемный маршрут № 012 добавили несколько больших автобусов (старые европейские машины). На рейсах № 019 и вовсе всё осталось по-старому — как ходили битком набитые, так и ходят. Та же история с автобусами № 016 — на маршруте длинные интервалы и вечная давка.
А что-то хорошее есть?
Из увиденного нами во время тест-драйва можно заключить, что более-менее нормально из Академического в часы пик можно уехать на автобусах № 05, 42, 58, 54, 46 (только последние два из них проходят через центр). Также в транспортном комитете обустроили выделенные полосы по улице де Геннина, что позволяет быстрее выезжать из района.
Сесть на 019-й удалось со второй попытки и почти на 40 минут позже, чем мы планировали. Путь от улицы де Геннина до площади 1905 года занял 32 минуты — и это быстрее, чем все предыдущие наши поездки из удаленных районов.
Мечты пока остаются мечтами
Почти пятнадцать лет жителей Академического кормят обещаниями провести в район трамвайную ветку. В этом году чиновники во главе с федеральным министром даже закладывали на торжественной церемонии первые символические рельсы. Строительные работы обещали начать в сентябре, но недавно сроки сдвинули на ноябрь.
Очевидно, что трамвай может стать той самой палочкой-выручалочкой от давки в транспорте, но строить ветку будут не меньше трех лет. А пока академчанам приходится толкаться, ругаться и наступать друг другу на ноги.
— Срок ввода [ветки] в эксплуатацию — 2023 год. Сейчас заключен контракт на строительство трамвайной линии в Академический, которая позволит обеспечить качественное транспортное обслуживание жителей, — отметили в мэрии Екатеринбурга.
Мы убедились лично, что утренние давки — это серьезная проблема данной части города, жаль, что ей по-прежнему не уделяют должного внимания. Напоследок приводим некоторые отзывы о транспортной доступности Академического от наших читателей.
Алексей Федорцов:
— Утром не сесть ни в один автобус (ну, если знать хитрости, могу рассказать лично), вечером не уехать из центра в Академический (особенно на № 019 и 012).
Оксана Ковалева:
— Ходят маленькие маршрутки, нет больших автобусов. На вторую остановку с конца маршрутка приходит уже битком! Это утром из Академического, а вечером обратно из центра так же невозможно втиснуться в маленькие маршрутки. Кондуктору приходится перебегать из передней двери в заднюю, чтобы продать всем билеты. Иногда даже двери водитель не может закрыть, а утром кондуктор иногда даже кричит водителю, чтобы он не останавливался на остановке возле ТЦ «Академический», потому что всё битком. Уже несколько раз становилось плохо людям в этой давке, приходилось даже однажды скорую вызывать. Район становится всё больше, а проблему с транспортом никто не решает.
Мария Михеева:
— Проблема еще в том, что надо большие автобусы, а не маршрутки, и чтобы почаще ходили.
Оля Лешина:
— А набитые автобусы не смущают в данной эпидемиологической обстановке? Еще бы не помешало проверить работу кондукторов, которые не дают билеты и сдачу. Ну и полтора маршрута на такой район — это смешно.
В «РСГ-Академическое» в ответ на нашу просьбу прокомментировать ситуацию с давкой заявили, что обеспечение транспортной доступности — задача администрации Екатеринбурга.
В таблице ниже мы собрали информацию по всем районам, где протестировали транспортную доступность.
Все репортажи рубрики можете почитать здесь.