В Екатеринбурге продолжается обсуждение проекта по реконструкции Каменного моста через реку Исеть. Согласно предложенному варианту, пешеходам придется делать крюк и постоянно ходить по лестницам, чтобы перейти с одного берега на другой.
Урбанист Владимир Злоказов в своей авторской колонке объяснил, как можно улучшить проект, чтобы в плюсе остались и автомобилисты, и пешеходы.
Администрация Екатеринбурга выставила на обсуждение проект реставрации и приспособления Каменного моста на улице Малышева. Мост этот является памятником архитектуры, поэтому от первоначальных планов по его реконструкции с расширением отказались.
Сейчас администрация города хочет расширить проезжую часть моста до полноценных четырех полос, убрав с него пешеходные тротуары. Для пешеходов и велосипедистов предлагается построить отдельный мост шириной 5 метров. Это, безусловно, улучшение по сравнению с текущей ситуацией, когда пешеходам и велосипедистам приходится тесниться на существующих узких тротуарах, но есть одна проблема: велопешеходный мост предполагается построить один — с южной стороны от существующего исторического.
Соответственно, если вы идете или едете на велосипеде или самокате по северной стороне улицы, вы не сможете пересечь реку. Вам придется либо переходить на другую сторону улицы Малышева (чтобы сделать это было легче, администрация обещает поставить дополнительный светофор на перекрестке Малышева — Добролюбова), либо идти в обход через Исторический сквер.
В Историческом сквере есть существующий пешеходный мост, однако с обеих сторон у него ступеньки, недоступные для маломобильных граждан, велосипедистов и самокатчиков, а кроме того, со стороны Музея изо для выхода обратно на улицу придется преодолеть еще два пролета ступеней. Путь через Исторический сквер при этом более чем на 100 метров длиннее, чем напрямик (225 метров напрямик между Горького и Воеводина против 335 через пешеходный мост в Историческом сквере).
Еще один вариант — протискиваться по техническому тротуару шириной 75 см, который все-таки останется на Каменном мосту. Думаю, значительная часть людей именно так и будет делать.
А как надо?
На мой взгляд, начинать обсуждение того, как нужно сделать, необходимо с вопроса: а так ли уж необходимо расширение проезжей части на Каменном мосту?
Если посмотреть на транспортную ситуацию на улице Малышева в час пик, можно заметить, что хотя на мосту через Исеть и сужается проезжая часть, он, тем не менее, не является причиной образования пробок. Пробки образуются перед перекрестками и иногда дотягиваются до моста, но не из-за его узости.
Если мост не является причиной пробок, нужно ли расширять проезжую часть? В принципе, ничего страшного не случится, если просто оставить всё как есть (и просто отреставрировать мост), но давайте я попробую привести причины, почему все-таки изменения могут быть оправданы.
Во-первых, улица Малышева является значимой для общественного транспорта. По ней проходит троллейбусная линия, пересекающая город с запада на восток, а также несколько автобусных маршрутов. Было бы правильно с точки зрения развития транспортной системы предоставить общественному транспорту выделенные полосы. Если на мосту будет четыре полосы движения, то две из них можно будет выделить под общественный транспорт, а другие две оставить для личного автотранспорта.
Во-вторых, улица Малышева важна для пешеходного, велосипедного и самокатного движения. Существующие узкие тротуары объективно исчерпали себя и нуждаются в расширении. Также, учитывая растущий вело- и самокатный трафик, на Малышева необходимы велосипедные дорожки.
Что мы предлагаем?
1. Расширить проезжую часть на Каменном мосту до четырех полос движения, но при этом две центральные полосы выделить для общественного транспорта — автобусов и троллейбусов. Для посадки и высадки пассажиров из транспорта, следующего по таким полосам, потребуются остановки платформенного типа (как у трамвая).
2. Построить не один, но два велопешеходных моста через Исеть: с южной стороны, как предлагает администрация, и с северной. Оба велопешеходных моста должны иметь ширину 5 метров: 3 метра для тротуаров и по 2 метра для велодорожек одностороннего движения.
Велосипедное и самокатное движение должно быть организовано по односторонним велодорожкам.
3. Проектируемый пешеходный тоннель с восточной стороны реки оборудовать с обеих сторон улицы Малышева плавными спусками, доступными для маломобильных граждан.
4. В дополнение к проектируемому пешеходному тоннелю оборудовать регулируемый пешеходный переход через улицу Малышева между площадью перед памятником Малышеву и павильоном «Цветы». Светофорное регулирование на этом переходе должно быть синхронизировано с регулированием на перекрестках Малышева — Добролюбова и Малышева — Горького.
5. В районе памятника Малышеву изогнуть трассировку тротуара (и велодорожки), чтобы он плавно стыковался с велопешеходным мостом.
6. С северной стороны Каменного моста по обеим сторонам реки оборудовать лестничные сходы для прямого доступа в Исторический сквер с улицы Малышева.
Как на это повлиять?
В настоящее время администрация города проводит обсуждение предложенного проекта. Заходите на сайт, регистрируйтесь и участвуйте в обсуждении! Можете скопировать (и перефразировать) предложения отсюда. Также поделитесь ссылкой на этот материал, чтобы о предложениях нашего сообщества «Живые улицы» узнало как можно больше людей!
Согласны с автором?
О реконструкции старинного моста в центре города начали говорить еще несколько лет назад. Работы должны начаться после проведения Универсиады в 2023 году, при этом движение придется закрывать.
Также мы рассказывали, с чем придется столкнуться горожанам после реконструкции моста на Малышева: согласно предложенной схеме, ширина проезжей части увеличится до 16 метров, полностью «съев» тротуары.