Нынешней осенью в Екатеринбурге должны стартовать два важнейших транспортных проекта — строительство трамвайной ветки в Академический и реконструкция проблемной развязки возле «Калины». Также город с нетерпением ждет завершения кольцевой дороги и запуска ветки в Верхнюю Пышму. Всё это происходит на фоне финансового кризиса у крупнейшего муниципального перевозчика ЕМУП «Гортранс», без которого невозможна нормальная работа общественного транспорта в уральской столице. Об этих и других важных темах мы поговорили с главой регионального минтранса Василием Старковым.
— Горожане часто спрашивают нас, когда же наконец завершат ЕКАД и появится полноценная кольцевая. Как обстоят дела на стройке?
— Можно считать, что ЕКАД — это объект, вышедший на финишную прямую. Напомню, что после обращения губернатора Евгения Куйвашева к премьеру Михаилу Мишустину в прошлом году было выделено более 9 миллиардов рублей. Это полностью закрыло потребность в средствах для строительства. Но деньги распределили по годам, вплоть до 2023 года. В текущем году мы запросили так называемое опережающее финансирование, поскольку из-за высоких темпов строительства ко второму кварталу освоили все средства, выделенные на 2021 год.
Поэтому дорожникам были дополнительно выделены еще 2,4 миллиарда рублей, которые были зарезервированы на более поздние периоды. В настоящее время подрядчики наращивают темпы. Сложная развязка (через Челябинский тракт) строится с опережением сроков.
Все сложные вопросы по выносу инженерных сетей — газопровода и ЛЭП — уже сняты. Мы не видим рисков, которые могли бы повлиять на затягивание сроков. Ожидается, что дорога будет готова не к 2023 году, а уже в конце 2022-го.
— Какие есть новости о строительстве будущей скоростной трассы M-12 от Москвы до Екатеринбурга?
— Подрядчики уже приступили к подготовке проектной документации и проведению геологических изысканий. Мы согласовали итоговый вариант трассировки будущей дороги по территории Свердловской области, севернее Красноуфимска. Напомню, что новую трассу построят на участке от башкирского города Дюртюли до Ачита, а отрезок существующей дороги до Екатеринбурга (федеральная трасса P-242) будет реконструирован, в том числе расширен.
Там будут обустроены новые разворотные петли, дополнительные надземные пешеходные переходы. В настоящее время мы уже направили госкомпании «Автодор» информацию о ресурсах Свердловской области, об имеющихся у нас подрядчиках и стройматериалах. Наша задача — обустроить будущую дорогу M-12 без ущерба региональным дорогам, которые требуют текущих ремонтов. Уже сейчас при изысканиях фактически осуществляется прокладка технологических проездов. Зимой, с учетом общего короткого срока на постройку дороги, строители уже начнут проводить первые земляные работы.
— Какие новости есть со стройки трамвайной ветки в Верхнюю Пышму?
— Сегодня осталось проложить всего 105 метров рельсов. После этого мы зайдем в процедуру технического освидетельствования готовности объекта к эксплуатации. При этом свои оценки готовности линии должны дать многие структуры, в том числе Госстройнадзор. Совсем скоро там состоится первый тестовый прогон вагонов.
— Почему возле концерна «Калина» мы долго не видели строителей? Изначально работы обещали начать еще в сентябре.
— Потребовалась подготовка рабочей документации, и в частности допусков к работам. Проект разрабатывался довольно давно, за это время на участке могло измениться расположение инженерных сетей. Нужно обновить допуски и технические условия. Бывает, что на чертежах нет водопровода, а по факту он уже есть. И, чтобы вот этих нюансов избежать на этапе развертывания строительства, мы решаем эти вопросы.
Это сократит сроки проведения работ на этапе, когда дорога будет находиться в разобранном состоянии и создавать неудобства. Главное — не оказаться в ситуации, что подрядчик пришел, всё разрыл, а затем работа встала из-за того, что где-то не учли какие-то инженерные сети.
— По федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» Екатеринбургу удалось обновить автобусы. Что будет дальше?
— Вместе с коллегами из мэрии Екатеринбурга мы строим планы по обновлению электротранспорта. Планируем сделать заявку на 100 троллейбусов. Но нужно дождаться, когда средства по этой программе будут утверждены в федеральном бюджете, и будут собираться заявки от регионов. У нас уже есть хороший опыт по заявкам. Мы всегда в верхних строчках рейтингов. Думаю, проблем не возникнет. Скорее всего, в заявке от Екатеринбурга будут указаны троллейбусы с автономным ходом.
— Сегодня довольно непростая ситуация сложилась вокруг «Гортранса». У предприятия есть 130-миллионный долг перед энергетиками, а водители и кондукторы жалуются на низкие зарплаты. Минтранс чем-то может помочь в этой ситуации?
— Безусловно, министерство в рамках согласительных процедур по бюджету рассматривает потребности города в этой части. И поддерживает суммы, необходимые на поддержание «Гортранса» в рабочем состоянии. Но деятельность перевозчика зависит от многих факторов, в том числе от тарифов (в Екатеринбурге стоимость проезда не увеличивали с 2017 года. — Прим. ред.).
Если говорить о федеральном отраслевом соглашении (этот документ предусматривает более высокую зарплату для водителей), то в том тексте, который мы сейчас имеем, его реализация сложная. Там не учтены мнения специалистов и специфика регионов. Представленные в нем заработные платы — это тот диапазон, к которому нам еще предстоит стремиться. В целом мы отслеживаем обстановку в «Гортрансе». Когда возникают проблемы с зарплатами, они оперативно решаются мэрией. Ситуация сложная, но до каких-то коллапсов она не дойдет.
— А что можно сказать о тарифах? Уже не секрет, что стоимость проезда будет повышена.
— В процесс формирования ценовой политики больше погружены городские власти, поскольку именно они контролируют работу «Гортранса». Но надо понимать, что цена не может оставаться на месте. И та стоимость проезда, которая была 10 лет назад, была актуальна для прошлого периода. Есть много решений, которые обеспечивают объективное формирование тарифов, чтобы не было необоснованных увеличений и чтобы они не влияли на социальную разобщенность. В обратной ситуации — при росте пассажиропотока, при увеличении роста производительности — возможно движение и в сторону уменьшения.
— В Екатеринбурге в последние годы много говорили об обновлении электротранспорта путем концессии. На каком этапе этот проект?
— От идеи не отказались. Сейчас идут поиски различных решений. Мы смотрим на федеральные тренды и возможность увеличения федерального финансирования. К сожалению, региону в одиночку решить эту проблему будет сложно, а городу — просто невозможно. Нужна четкая модель, и нужна федеральная поддержка. Но в каком механизме ее можно получить и использовать — это еще предстоит разобраться. Нам нужна модель, которая даст лучшие расчеты, меньшие затраты для бюджета и отсутствие социальной напряженности.
— В августе мэрия анонсировала, что в Екатеринбурге наконец-то начнут выписывать штрафы водителям, которые не оплачивают стоянку на платных местах. История вопроса давняя. Для отладки системы пришлось переписывать законы и налаживать взаимодействие между разными структурами. Но по-прежнему нет четкого понимания, штрафуют ли водителей. Вы следите за ситуацией?
— Для осуществления этой задачи (контроля оплаты. — Прим. ред.) работает специальное оборудование, которое идентифицирует стоянку на платных участках. Думаю, что скоро штрафы за неоплату начнут приходить, потому что в действии находятся и паркоматы, и административные комиссии. Но работа комиссий несколько затянута, потому что необходимо запрашивать и подтверждать данные. Сейчас мы все работаем над тем, как ускорить этот процесс, автоматизировать его и увеличить количество рассмотрений. Когда это будет сделано, эффект сразу же станет виден. Но эту работу еще предстоит провести.
Напомним, что все новости о дорогах и транспорте мы собираем в специальной рубрике.