Чтобы изучить транспортную доступность районов Екатеринбурга, мы решили каждый понедельник проводить тест-драйвы, добираясь до центра из разных удаленных точек мегаполиса.
Сегодня очередь микрорайона Светлого. Это небольшой (относительно, например, Академического) массив новостроек, который находится возле Кольцовского тракта. В предыдущие годы жители Светлого часто обращались в нашу редакцию с просьбой осветить транспортную проблему их микрорайона.
Последняя жалоба поступила менее месяца назад, когда люди посетовали, что от их домов невозможно уехать на общественном транспорте в аэропорт, путь до которого пролегает по Россельбану (всего семь километров по прямой). Также мэрия Екатеринбурга летом 2021 года запустила автобус-экспресс от метро на Ботанике до Компрессорного. Заезд экспресса в микрорайон Светлый (или хотя бы на остановку возле него) почему-то не предусмотрели. Но далеко не в этом главная проблема микрорайона.
Ни одного прямого рейса в центр
В Светлом не оказалось маршрута, который бы шел напрямую в центр Екатеринбурга. Выбор транспорта оказался безальтернативным — только автобусы.
К новостройкам на Кольцовском тракте сегодня ходят два автобуса: № 42 (Светлый — Уктус — Вторчермет — Южный автовокзал — Юго-Запад — Академический — ТЦ «Мега») и № 083 (Светлый — Уктус — метро «Ботаническая» — Белинского — Южный автовокзал — Юго-Запад — Бебеля — Заречный — Старая Сортировка).
Автобус № 083 в Светлом наиболее популярен. Он проезжает через метро на Ботанике. Но при этом делает внушительный крюк через Уктус и встревает в вечную пробку на Щербакова. По времени поездка до метрополитена занимает от 20 до 30 минут. Выбираться таким путем в центр можно, но недешево: метро в Екатеринбурге — самый дорогой вид транспорта, за билет нужно отдать 32 рубля (скидок нет, дешевле ездят только учащиеся).
— У нас никогда не было прямого рейса в центр и такими темпами не будет, — пожаловалась одна из местных жительниц.
Позитивным моментом неожиданно стали короткие интервалы. Мы выяснили, что утром автобусы в Светлый ходят часто. Правда, из-за узкой дороги водители некоторых «Богданов» часто не могут нормально развернуться на местном автобусном кольце (о толкучке на дорогах в Светлом мы рассказывали отдельно).
Также на конечной Светлого сегодня находится довольно тесный остановочный комплекс. Места под козырьком хватает не всем, пассажирам приходится мокнуть под дождем.
В центр через дебри
Добраться до транспорта, идущего напрямую в центр, все-таки можно, но для этого нужно сделать марш-бросок от новостроек Светлого до улицы Алтайской, где ездит автобус № 056.
Однако есть пара нюансов, которые могут отпугнуть от такого пути любого здравомыслящего горожанина: дорога от Светлого до Алтайской пролегает через проезжую часть с узенькой опасной обочиной, а также через местное кладбище и лес. Идти таким путем затруднительно даже в светлое время суток.
— Никто там не ходит. Только если молодежь. Кому из пенсионеров такое в голову придет? Да и родителям с детьми тоже не добраться, потому что далеко, — объяснила одна из женщин на остановке.
На карте ниже мы нарисовали пеший маршрут, который пришлось проделать от Светлого до улицы Алтайской, чтобы сесть на автобус до центра.
Напомним, что автобус № 056, идущий до центра города, жители Светлого просили направить в их микрорайон еще весной 2019 года. Чиновникам жаловались, что 056-й останавливается на конечной Соснового бора, совсем рядом со Светлым.
Некоторый эффект от обращения был: к Светлому (на тот момент туда ездил только маршрут № 083) направили автобусы № 42. А маршрут 056-го автобуса менять не стали. Тогда же выяснилось, что тесное автобусное кольцо в Светлом в принципе не может принять больше двух маршрутов. В будущем жителям Светлого обещали построить более просторное автобусное кольцо.
Давка и пробки
Даже если вы героически добрались до улицы Алтайской, ехать на автобусе № 056 в центр — та еще задачка. Полный салон пассажиров набивается уже во время проезда частного сектора и новостроек на Уктусе, а к Южному автовокзалу из-за тесноты уже трудно пошевелиться. На всех трех маршрутах (№ 083, 42 и 056), которые ходят в Светлый, курсируют только небольшие автобусы, поэтому и давки, увы, в порядке вещей.
На пути автобус № 056 потерял около десяти минут в пробке перед проблемным перекрестком 8 Марта — Большакова, где недавно изменили цикл светофора, чтобы снизить аварийность.
Мы сели в салон 056-го автобуса в 8:14, а приехали в центр (на Малышева) в 9:11. То есть на дорогу ушло 57 минут. К этому времени нужно прибавить еще 16 минут, которые потребовались на пеший переход через лес от Светлого до Алтайской.
Итог: в целом на дорогу от Светлого до центра (без пересадок) ушел 1 час и 13 минут. Для сравнения: на путь с более удаленного Химмаша ушел 1 час и 8 минут, с Компрессорного — 1 час 18 минут.
Что говорят жители Светлого?
Для полноты картины мы собрали некоторые отзывы о транспортной доступности Светлого от наших читателей в группе во «ВКонтакте»:
Ксения Коварж:
— Ужасный маршрут № 083! Во-первых, у метро «Ботаническая» водители простаивают по 10 минут, во-вторых, кондукторы хамят, в третьих, вождение небезопасное.
Urail Ways:
— Автобусы вечно ездят переполненные, будь то 7 утра, 12 дня или 21 час вечера. Водители постоянно «шашкуют», выполняя опасные маневры, забывая о том, что в салоне люди, а не дрова. На конечной могут стоять очень долго, а на остановке постоять пару секунд и втопить, видя, что народ сзади пытается успеть. На улице Шварца по 10–15 минут стоят и собирают народ под завязку. И после 21 часа вечера уехать уже невозможно.
Никита Татарченков:
— Автобусы все маленькие, народу уйма. Маршрут № 083 из Светлого уезжает почти всегда полный в любое время, № 42 — получше, но набивается тоже быстро. И ничего не едет в сторону площади 1905 года!
Алексей Горобиченко:
— И еще пробки безумные. Особенно с 7:15 до 9:00 и с 17:00 до 19:20 примерно. Дороги узкие, машин полным-полно.
Юлия Коцур:
— Мы там пожили полгода и сбежали оттуда! Без машины там делать нечего, благо у нас она была.
Напомним, что недавно в мэрии заявили о том, что Светлый вот-вот получит новый транспорт. В маршрут автобуса-экспресса № 44 добавят остановки на Кольцовском тракте, и жители новостроек при желании смогут уехать в сторону Компрессорного или, наоборот, до Ботаники.
Первая пятерка протестированных нами удаленных районов выглядит так:
Все репортажи, посвященные транспортной доступности районов Екатеринбурга, можете прочитать здесь.