В начале осени мы рассказывали, что региональное Управление автодорог заключило контракт с компанией «УГМК-Телеком» на обслуживание и передачу информации с камер, фиксирующих нарушения правил. По его условиям подрядчик получит 500 миллионов рублей. Контракт будет действовать до января 2022 года. Компания была единственной, кто заявился на участие в аукционе.
Мы решили спросить у министра транспорта Василия Старкова, почему регион своими силами не развивает сеть камер, а предпочитает платить огромные суммы частному оператору.
— На фотовидеофиксацию тратят значительные средства. Насколько это выгодно?
— Это механизм, который дал результаты по снижению аварийности и количеству погибших. У нас выбран эффективный механизм сервисных контрактов. Коллеги из соседних регионов приезжают посмотреть на наш опыт. Не имея никаких задач по обновлению техники, мы фиксируем все нарушения и получаем средства от штрафов в доход бюджета, и в частности в дорожный фонд. Это более 1,3 миллиарда рублей ежегодно. Часть из этих средств идет на оплату подрядчику, который осуществляет фотовидеофиксацию, но, по нашим подсчетам, эта сумма не превышает и половины получаемого нами дохода.
— Почему регион самостоятельно не содержит сеть камер, а дает зарабатывать частникам?
— У нас была практика, когда на старте проекта мы пытались самостоятельно покупать эти камеры, но требования к оборудованию постоянно растут. Мы не успевали потратить деньги на технику, как она устаревала и требовалась замена. А для бюджета это постоянные лишние затраты. Механизм сервисного контракта в этом плане эффективнее всего.
— Вы имеете в виду, что в плане техники подрядчик более гибок?
— Мы через торги заключаем контракт, по которому подрядчик обязуется предоставить фотовидеоматериалы. Какие при этом затраты на технику, как производится обновление и сертификация камер — это уже не наша задача. Главное, чтобы фотовидеофиксация была легитимная и качественная.
— Почему теперь оплата идет не по количеству выписанных штрафов, а за фото каждой машины, проехавшей мимо камеры?
— Мы рассчитали модель так, что платим чуть больше рубля за транспортное средство (1,18 рубля за фото. — Прим. ред.). Если взять всех попавшихся нарушителей, система работает эффективно. Почему? Потому что мы теперь пользуемся всей полнотой информации, полученной в потоке. А это возможность идентифицировать нарушителей не только ПДД, но и по линии других ведомств. Например, тех, кто не платит штрафы, алименты или находится в розыске. То есть по факту это очень развернутая система, в которой увязаны многие структуры. Такое «всевидящее око», которое позволяет решать множество задач по мониторингу и поиску.
Вы наверняка заметили, что сейчас экипажи ГИБДД, стоящие на дорогах, практически не останавливают водителей, чтобы проверить их на предмет нарушений. Исключение составляют только рейды против нетрезвых водителей. В настоящее время, если водитель не нарушает, его не трогают. Останавливают только тех, у кого система зафиксировала какие-либо неоплаченные штрафы.
Напомним, что ранее мы подсчитывали, сколько заработала на камерах компания «УГМК-Телеком», которая уже много лет без перерыва получает подряды на комплексы фотовидеофиксации.
Структура, по данным системы «Контур.Фокус», была учреждена в 2006 году, на 90% принадлежит УГМК, на 10% — Сергею Ланских (он же гендиректор). Также «УГМК-Телеком» является провайдером и оператором услуг связи, обеспечивает интернетом, телевидением и телефонией дома, больницы, школы, создает и обслуживает системы видеонаблюдения и пожарной сигнализации.