Трагедия на улице 8 Марта, где в понедельник вечером погибла девочка-зацепер, вновь напомнила о проблеме с катанием горожан на трамвайных сцепках. Смертельных случаев среди зацеперов не было уже довольно давно. Но травмы они получают регулярно. Мы поговорили с водителями екатеринбургских трамваев. Вот что они рассказали.
— Конечно, нас инструктируют на эти случаи. Если мы замечаем человека на сцепке, нужно сразу остановиться. Следить за зацеперами помогают и кондукторы, которые немедленно прогоняют их, — рассказал работник трамвайного парка. — Я сам как-то раз поймал школьника с портфелем, пригласил его в кабину и написал ему замечание в дневник. Может быть, это заметили родители и как-то повлияли на ребенка. На сцепках катается в основном молодежь, которой нужен адреналин, но в том же Чкаловском районе на сцепке один дядька постоянно катается с подушечкой. На вид человеку лет сорок, но ума, похоже, не нажил.
Зацеперы ухитряются кататься на любом транспорте, где есть выступающие элементы кузова. Любят они и троллейбусы (у многих сзади закреплены лестницы).
— В основном цепляется молодежь. Я посматриваю на остановках за такими. Видно, когда они начинают набегать к задней части подвижного состава. Если у меня такое происходит, то торможу троллейбус, и они сразу убегают, — рассказал водитель троллейбуса.
Мы собрали некоторые «приключения» зацеперов в Екатеринбурге, которые попадали в наши новости:
Май 2020 года. В Екатеринбурге пьяный зацепер избил водителя троллейбуса за просьбу слезть с лестницы. Работница парка была вынуждена уйти на больничный.
Апрель 2019 года. На Старой Сортировке школьник-зацепер упал на трамвайные пути с «колбасы» во время движения и разбил голову.
Март 2019 года. На Верх-Исетском бульваре юный зацепер закидал трамвай камнями за то, что ему сделали замечание. Один из камней попал в дверь и разбил стекло.
Июнь 2018 года. На Вторчермете с задней сцепки вагона сорвались две девятилетние девочки.
Май 2018 года. Банда юных зацеперов терроризировала водителей трамваев на участке от улицы Маневровой и до Верх-Исетского рынка.
Трагедия на Ботанике была закономерной?
Обычно зацеперы катаются на «колбасе» позади состава. Но, к сожалению, девочка влезла на сцепку между вагонами. Учитывая тряску во время движения, было трудно придумать место более опасное. Известно, что девочка была не одна, вместе с ней был еще один зацепер, но он сумел удержаться, а когда его подруга сорвалась и упала под трамвай, дождался остановки и сбежал.
В Гортрансе рассказали, что пространство между вагонами ограждают специальными блокираторами (пружинами). Но проблема в том, что не на все модели трамваев такую защиту можно установить. Девочка-зацепер сорвалась с вагона Tatra T3M, который имеет широкий и угловатый кузов.
— На T3M мы защиту не ставим из-за геометрии кузовов. На этом типе вагонов в поворотах пружины защиты просто рвутся. А если их ослаблять, то они провисают на прямых участках путей и не выполняют защитную функцию, — рассказали на предприятии.
О погибшей известно, что это 13-летняя екатеринбурженка. На участке, где произошла трагедия, вечером видели группу подростков, которые катались на трамваях и сильно шумели. Вероятнее всего, девочка-зацепер была как раз среди этой компании.
— Зацепинг — это крайне опасный способ передвижения. Чаще всего зацеперами становятся те подростки, которым не хватает родительского внимания, любви и поддержки. Чтобы ваш ребенок не проводил свое свободное время на улице в сомнительных компаниях и рискованных увлечениях, организуйте ему досуг. Также необходимо обучать детей правилам безопасности на проезжей части, проговаривать о недопустимости таких поступков, — призвали в ГИБДД Екатеринбурга.
Дело о гибели девочки-зацепера передали в главное следственное управление областного полицейского главка. Параллельно в работу включились сотрудники отдела по делам несовершеннолетних. В семью ребенка придут с проверкой.
Недавно мы публиковали колонку водителя трамвая, который рассказал об опасном явлении под названием осенний юз. Из-за попадания листьев на рельсы у вагонов увеличивается тормозной путь.