Вот уже месяц мы проводим свои тест-драйвы и пробуем добираться до центра Екатеринбурга из разных удаленных точек города. При этом засекаем время, в течение которого едет транспорт. На этот раз выпала очередь микрорайона Кольцово, который находится в юго-восточной части мегаполиса, недалеко от аэропорта.
Давки в транспорте и долгое ожидание на остановках — это про Кольцово. Ранее мы неоднократно получали гневные письма от людей, которые там живут, с просьбами улучшить транспортную доступность этой территории. Расскажем обо всех проблемах, названных жителями, по порядку.
До центра города — через все окраины
Общественный транспорт в микрорайоне Кольцово представлен автобусами и электричками. Правда, поездки по железной дороге подходят не всем. Местные жители приводят целый ряд причин.
Во-первых, нужно идти до железнодорожной платформы (через высокий пешеходный мост), во-вторых, электричка стоит не 28 рублей, а дороже. Кто едет до центра, обычно платит 64 рубля (имеется тариф без льгот, для студентов: 32 рубля). В-третьих, не всех устраивает расписание и расположение станций, где останавливаются поезда, а это Шарташ, Первомайская и железнодорожный вокзал.
Что касается автобусов, то со станции «Кольцово» (главная посадочная площадка микрорайона) пролегают три маршрута: № 65, 69 и 79. И лишь один из них — 65-й — ведет к проспекту Ленина.
Ехать из Кольцово в центр долго и нудно. Мы сели на автобус № 65 в 8:11, а приехали на перекресток Ленина — Карла Либкнехта в 9:27 (в пути — 1 час 16 минут). При этом уже на выезде из Кольцово транспорт был полнехонек: кроме жителей микрорайона в него погрузились люди, приехавшие на маршрутке из Арамиля. А возле терминалов аэропорта зашел народ с большими чемоданами, только что прилетевший в Екатеринбург.
— Маршрут № 65 очень длинный, при любом невыходе на линию одного или двух автобусов ожидание может достигать от 50 минут до 1 часа 20 минут, — объяснил один из жителей. — Есть, конечно, и вариант такси, но не всем, согласитесь, подходят цены от 500 до 1000 рублей до центра.
В пути автобусы № 65 собирают многочисленные пробки. Самое проблемное место маршрута находится на Сибирском тракте, возле Лесотехнического университета (в районе железнодорожного переезда). Там автобусы простаивают в заторе минут по двадцать. Вместе с ними там же едва ползут 24-е из Компрессорного. Таким образом, если человек живет в Кольцово, а работает в центре, то три часа его жизни ежедневно проходят в автобусе (и это при условии, что транспорт ходит без сбоев).
А если до метро?
В микрорайоне Кольцово ходит автобус № 79 (бывший № 039), который довозит до станции городской подземки на Ботанике. С одной стороны, это удобно: можно сесть и доехать до пересадочного узла, а оттуда — в центр. Но есть у 79-го маршрута и минусы. По словам людей, до метро добираться очень долго: автобусы не идут напрямик, по Кольцовскому тракту, а делают огромный крюк через Химмаш.
— В аэропорт 79-й не заходит, длительность поездки до метро — около часа. А еще он вечно переполнен работниками складов, которые едут в логопарк «Кольцовский», сотрудниками «Сима-ленд», которые едут в офисы, а вечером обратно домой, — объяснили местные жители.
Традиционно ругают этот маршрут и за длинные интервалы. Правда, во время нашего эксперимента автобусы в целом соблюдали график.
Что касается автобусов № 69, то они курсируют только между микрорайоном Кольцово и поселком Истоком. То есть маршрут очень локальный по сравнению с двумя другими.
О чем мечтают жители?
В Кольцово давно просят сделать им быстрый автобус-экспресс, который мог бы связать микрорайон, аэропорт и метро на Ботанике.
— Со станции «Ботаническая» люди смогут уехать в любую точку. Южный автовокзал, Северный. Повысится мобильность. Ежедневно люди, работающие в Кольцово, уезжают в город, а работники из города едут в Кольцово, — говорит один из жителей.
По большому счету, маршрут-экспресс уже существует, но в урезанном виде. Речь идет про автобусы № 01, которые курсируют от железнодорожного вокзала через центр в аэропорт. Но есть два важных нюанса: во-первых, билет на них стоит 100 рублей (рейсы осуществляются по нерегулируемому тарифу), а во-вторых, экспресс останавливается перед терминалами аэропорта, не доезжая до самого микрорайона всего километр-полтора.
В мэрии знают об этой проблеме. Летом 2021 года чиновники даже утверждали, что идея переформатировать существующий экспресс уже находится в проработке. Якобы стоимость поездок на автобусе № 01 снизят со 100 рублей до стандартного тарифа в 28 рублей, а сам маршрут дотянут до микрорайона Кольцово, чтобы им могли пользоваться все жители этой части города, а не только пассажиры аэропорта.
Но пока дальше заявлений дело не пошло. При этом летом нынешнего года мэрия запустила очень похожий маршрут-экспресс № 44, по которому стали возить до метро жителей соседнего микрорайона Компрессорного.
Это остановка или мусорный полигон?
Нигде из районов, в которых мы тестировали транспортную доступность, не было столь запущенной автобусной остановки, как в микрорайоне Кольцово.
В трех метрах от посадочной площадки, где ежедневно ждут транспорта сотни людей, под знаком «Свалка отходов запрещена» образовались залежи мусора.
Стихийная помойка растянулась на несколько десятков метров вдоль пешеходной дорожки, связывающей остановочный комплекс с железнодорожной станцией. Так что кроме дополнительных автобусов, о которых давно просят люди, в микрорайоне Кольцово пригодился бы и лишний мусоровоз.
Все репортажи о транспортной доступности районов Екатеринбурга мы собираем в специальном разделе.