Недавно мы рассказывали, что по улице Бориса Ельцина, напротив «Екатеринбург-Сити», планируют проложить трамвайную ветку. Об этом E1.RU сообщил главный инженер «УГМК-Застройщика» Степан Поистогов. Если проект будет реализован, в самом центре города появится новая линия — дело почти небывалое.
Так сложилось, что уральская столица в последние годы крайне редко прирастает трамвайной инфраструктурой. К примеру, о долгожданной линии в Академический говорят еще с 2008 года, а строить ее начнут только в ноябре 2021 года. Еще один проект — трамвай в Солнечный — пока находится в стадии проработки, поскольку для этого понадобится реконструировать улицу 2-ю Новосибирскую и переместить высоковольтную линию (крайне сложный и дорогостоящий процесс).
В этой публикации мы решили вспомнить о ветках, по которым трамваи уральской столицы ходили в далеком прошлом. Две из них были проложены в самом центре города. Но прошло много лет, и большинство молодых уральцев даже не подозревают, что на той или иной улице когда-то раздавался трамвайный звонок. Мы порылись в архивах и сделали для вас эту фотоподборку.
Ветка на улице 8 Марта
По улице 8 Марта трамваи ходили на участке от Ленина до Радищева, мимо «Рубина». Линия была построена еще в 1929 году, а разобрана в 1986 году — в связи со строительством станции метро на площади 1905 года. Также на решение убрать ветку повлиял тот факт, что у нее появился дублер по улице Московской (введен в эксплуатацию в ноябре 1986 года). На ветке по 8 Марта было две остановки — рядом с перекрестком Малышева — 8 Марта и ближе к перекрестку с проспектом Ленина.
Ветка к железнодорожному вокзалу
Полвека в Свердловске действовала трамвайная ветка, которая вела от центра к железнодорожному вокзалу. С проспекта Ленина вагоны делали поворот на Толмачева, сразу за Главпочтамтом. Линия шла по улицам Толмачева и Дзержинского, а затем выходила на Свердлова. Как и ветка по 8 Марта, она была построена в 1929 году и закрыта в январе 1979 года. Рельсы разбирали частями в 1979–81 годах. Упразднить ветку решили из-за того, что у нее был дублер — параллельная линия по Луначарского.
Какие еще были линии?
Уральский исследователь трамвайной инфраструктуры Алексей Химков помог нам собрать список исчезнувших линий Свердловска (Екатеринбурга).
Ветка по улице Заводской
Существовала до 1935 года в режиме паровозной колеи. В 1935 году была электрифицирована работниками трамвайного парка, и по ней стали ходить вагоны на Зеленый остров (рельсы туда проложили во время стройки ГЭС). Шла от кольца на площади Субботников до перекрестка с улицей Нагорной, и далее делался плавный поворот через частный сектор на Татищева. Разобрана была в 1960 году в связи с переустройством кольца на ВИЗе и пуском линии по улице Красноуральской
— Остановочная площадка была сразу от начала примыкания ветки по Заводской к кольцу на площади Субботников. Вагоны 11 маршрута, доезжая до конечной на улице Заводской, на площадь Субботников не заезжали, а поскольку вагоны были «двухголовые», водитель просто перекидывал бугель (токоприемник) в обратном направлении, переходил в противоположную кабину и ехал назад, — рассказал Алексей Химков.
Ветка по улице Инструментальщиков и Тверитина
Была проложена на участке от Мичурина до Инструментальщиков. Ее построили в 1934 году в связи с пуском трамвайной линии до ЦПКиО. Разъездов не имела. Линия по Инструментальщиков шла вдоль нынешней проходной Оптико-механического завода (до войны — вдоль Ленинской фабрики). Остановка была в районе перекрестка Инструментальщиков — Тверитина, называлась «Клуб им. Большакова».
Ветки на мостах
Ветка на путепроводе по улице Бебеля над рекой Исеть. Была построена в 1964 году, разобрана в 1987 году в связи со строительством параллельно ей специальной трамвайной эстакады. Еще одна ветка проходила по мосту на Бебеля, над железной дорогой. Она была построена в 1958 году. Сперва был один путь, затем в 1962 году достроили второй. Ветку разобрали в 1985 году также в связи со строительством параллельно ей специальной трамвайной эстакады.
Однопутка к ремонтному заводу
Однопутная линия по Пехотинцев. Была построена в 1972 году в связи с пуском СТТРЗ (Свердловского трамвайно-троллейбусного ремонтного завода). Шла к предприятию от ветки по Бебеля. Разъездов не имела. Пассажирского движения на ней не было, поскольку линия служила только для доставки вагонов на ремонт. Была разобрана в 2002 году в связи с закрытием завода и реконструкцией улицы Бебеля.
Напомним, что история трамвая в Свердловске началась 7 ноября 1929 года. Движение открыли в день 12-й годовщины Октябрьской революции, подробнее об этом читайте здесь. Но это могло произойти намного раньше, ведь первые обсуждения о необходимости трамвая для города в городской думе проходили еще в конце XIX века. Мы также рассказывали об истории автобусного движения в Свердловске, которое началось в 1925 году.
Все публикации, посвященные истории города, ищите по этой ссылке.