Чтобы изучить транспортную доступность городских районов, каждый понедельник мы проводим свой тест-драйв и пробуем добраться до центра из разных удаленных точек мегаполиса. Сегодня очередь Химмаша. Географически этот район находится в юго-восточной части Екатеринбурга. Общественный транспорт из него выезжает по одному-единственному пути — через улицу Щербакова.
Несколько раз мы получали письма от читателей, которые сообщали, что на Химмаше некоторые маршруты ходят с большими интервалами, ждать автобусов приходится от 40 минут до часа. Также люди выражали недовольство вечными пробками на пути в центр. Все эти проблемы, в общем-то, подтвердились на месте.
Золотая середина
За отправную точку мы взяли остановку на улице Грибоедова в центре Химмаша, где проходят все маршруты, обслуживающие район. На первый взгляд, транспортная доступность района в порядке. Отсюда можно без пересадок уехать к площади 1905 года, к метро на Ботанике, к железнодорожному вокзалу и аэропорту, а также во Втузгородок, на Юго-Запад и ВИЗ. Такой широкий выбор есть из-за того, что на Химмаш кроме автобусов ходят и троллейбусы.
Но красиво транспортная доступность выглядит только на бумаге: в реальности у жителей Химмаша часто возникают проблемы с тем, как выбраться из района. Люди жалуются на огромные интервалы в работе некоторых рейсов.
В мэрии в ответ говорят, что основной причиной нарушения расписания обычно является неукомплектованность штата водителей. Особенно остро проблема с кадрами встала в пандемию коронавируса.
— Автобусы № 042 (Химмаш — Вторчермет — метро «Ботаническая» — переулок Базовый. — Прим. ред.) можно ждать до часа, — возмутилась одна из стоящих на остановке женщин. — Они то ходят нормально, то, наоборот, машин вообще нет на линии.
Те же претензии у местных жителей есть к коммерческим автобусам № 79 (Ботаника — Химмаш — «Сима-ленд» — Кольцово), а также к маршруту № 38. Все эти рейсы обслуживают небольшие автобусы, и, если транспорта долго нет, в салонах начинаются давки.
— Да, такое бывает, — призналась одна из екатеринбурженок. — Если автобус маленький, то уже на Грибоедова в нем нет свободных мест, а на остановке возле ДК «Химмаш» народу набивается полным-полно.
По наблюдению местных жителей, муниципальный транспорт лучше соблюдает расписание, но и к нему на Химмаше есть претензии. С 1 июля 2021 года автобус № 19 был переименован в № 36. Однако на остановке, где мы ждали автобус, транспортный комитет не удосужился сменить информационные щиты: на табло по-прежнему числился несуществующий 19-й, сбивая людей с толку. Одна из пенсионерок, увидев автобус № 36, спросила: «А это что, какой-то новый рейс?»
«В час по чайной ложке»
Как показал наш эксперимент, выбираться с улицы Грибоедова в центр Екатеринбурга — это долго и нудно. В этом смысле Химмаш ничем не отличается от таких же удаленных микрорайонов, как Широкая Речка или Компрессорный, которые мы тестировали ранее.
Правда, время в пути до центра с Химмаша есть возможность немного сократить, пересев с автобуса на метро (на Ботанике). Но это отразится на цене поездки. Напомним, что метро в Екатеринбурге — самый дорогой вид транспорта, проезд стоит 32 рубля.
Главная проблема транспорта с Химмаша — он стоит в пробках на улицах Щербакова и Белинского. В самые загруженные дни дорожные заторы начинаются в районе ТЦ «Глобус» и тянутся аж до улицы Щорса (около трех километров).
— Так и плетемся в час по чайной ложке, — рассказала кондуктор автобуса № 36. — В часы пик в центр выезжает народ с Уктуса, Ботаники и Автовокзала, и мы все стоим дружно около получаса.
Из-за пробок и результат оказался соответствующий: от улицы Грибоедова на Химмаше до метро на площади 1905 года (14 километров) автобус № 36 ехал 1 час и 8 минут. Столько же времени мы добирались с Широкой Речки, где местные жители изнывают от пробок уже много лет и считают, что их ситуация — самая безвыходная.
Приведем некоторые отзывы наших читателей о транспортных проблемах Химмаша.
Светлана Мухаметдинова: «Выехать с утра из района — это еще полбеды, а вот вернуться после 21 часа, когда коммерческие маршруты уже сошли с линии, попробуйте!»
Лев Крайников: «Лучше бы вместо домов (строек. — Прим. ред.) улицу Щербакова расширили бы. Польза хоть была бы. И светофоры бы убрали, сделав перекидные пешеходные переходы».
Виктор Захарец: «Живу с 2012 года в этом районе. На машине если, то всегда за 15–30 минут добираюсь от ТЦ "Дирижабль". Самый лайтовый район, если есть свой автомобиль. В противном случае — полное фиаско».
Дмитрий Дмитриев: «№ 79, 042 можно ждать до 50 минут. Автобусы № 79, 042, 38 часто ездят без кондукторов».
Как решить транспортную доступность Химмаша
В 2019 году в мэрии заявляли о планах расширения улицы Щербакова, которую в последние годы активно застраивают новыми жилыми комплексами. При этом говорилось, что строительство может замедлить частный сектор, поскольку для расширения дороги придется сносить дома.
Но дальше заявлений у чиновников не пошло: никакой конкретики о расширении улицы Щербакова до сих пор нет. Пока дело ограничилось только локальными выделенками для автобусов и троллейбусов. Их ввели в октябре 2019 года, но общую картину они не меняют.
Еще один пробочный фактор — «бутылочное горлышко» в районе железнодорожного моста на Щербакова. Под ним дорога сужается с трех до двух полос. Но скоро этот проблемный участок расширят строители «золотого» автовокзала, который заработает уже к 2023 году (как строится «Золотой», читайте в этом материале).
Все публикации о транспортных проблемах удаленных районов мы собираем здесь.