Средняя доля зайцев на городских маршрутах без кондукторского обслуживания составляет 15%. Такие данные предоставил комитет по транспорту Екатеринбурга. Безбилетники облюбовали новые автобусы, оснащенные стационарными валидаторами. Нет кондукторов — нет жесткого контроля. В результате транспортники стали терять деньги. А финансовое положение Гортранса и без этого крайне тяжелое.
— ЕМУП «Гортранс» проводит проверки данных маршрутов контролерами, но, учитывая открытые вакансии, не всегда получается обеспечить тотальный контроль, — объяснили в мэрии.
В администрации Екатеринбурга также упомянули, что ведут работу с региональным минтрансом, чтобы контролеров на муниципальных маршрутах наделили полномочиями штрафовать безбилетников. На отсутствие права наказывать зайцев перевозчики жаловались еще в 2020 году, перед тем как получить новые автобусы с бескондукторными валидаторами. Были вполне оправданные опасения, что люди будут ездить и при этом не платить.
Нет возможности бороться с теми, кто не платит
В регионе в настоящее время действует транспортный устав. В нем говорится, что пассажир обязан предъявить билет (и таким образом подтвердить факт оплаты проезда) по требованию перевозчика. Но что делать с безбилетником, который отказывается платить? На этом моменте возникает заминка: если законодательно не урегулировать данный вопрос, работа контролеров эффекта не даст.
Перевозчики просят не только дать им полномочия наказывать зайцев, но и увеличить суммы штрафов. В существующем кодексе на уровне региона суммы просто смехотворные — 100 рублей за безбилетный проезд и 100 рублей за багаж.
— Мы бьемся, чтобы эти суммы были пересмотрены и стали значимыми для пассажиров. К примеру, 500 рублей за безбилетный проезд и 1500 рублей за неправомерное использование социальной транспортной карты, — рассказал один из участников консультаций.
На уровне регионального правительства транспортников, похоже, услышали. На заседании рабочей группы под председательством заместителя губернатора Олега Чемезова было решено начать подготовку к изменению закона № 52 «Об административных нарушениях». За ориентир взяли как раз 500-рублевый штраф.
— В условиях перехода на бескондукторные валидаторы контролировать оплату можно будет только при наличии штрафов, существенных для пассажиров. А иначе мы никогда не добьемся снижения количества безбилетников. В Москве этот вопрос решили. Там зайцев штрафуют на 1000 рублей, а тех, кто пытается незаконно проехать по льготной карте, — сразу на 2500, — подытожил собеседник E1.RU, знакомый с ситуацией.
Ранее мы рассказывали, что из-за нехватки кондукторов в транспорте Екатеринбурга собирать деньги стали сами водители, выходя из кабины.
Бескондукторные валидаторы в перспективе планируется установить на все типы транспорта уральской столицы. Но эта работа будет выполнена не завтра: приборы стоят дорого, а оснастить ими необходимо 1600 единиц городского транспорта.
Приоритетным направлением выбрано обновление электротранспорта, который давно устарел и регулярно выходит из строя.