Район Широкой Речки с центром города хотят связать трамвайными путями. По крайней мере, об этом говорится в планах по развитию Екатеринбурга. Кроме того, пути ожидаются и в сторону УНЦ — и всё это помимо перспективных линий в Академический.
Эти и другие идеи будут учитываться в генеральном плане Екатеринбурга до 2025 года. Затем они почти сразу перейдут в Генплан-2045. И если первый документ устранит несоответствия с Градостроительным кодексом, то второй покажет направление, куда и как будет развиваться уральская столица.
Вместе с градостроительными планами в документах также появится обновленная транспортная схема, разработкой которой занимается «Мастерская генерального плана». Мы поговорили с ее главой Русланом Габдрахмановым, который объяснил E1.RU вектор развития городского транспорта (спойлер: мэрия не хочет отказываться от метро).
Судя по документам, которые есть в распоряжении редакции, трамвайные пути на Широкую Речку станут частью проектируемых линий в Академический. Дорога пойдет по улице Академика Сахарова примерно от дома 125в до улицы Суходольская, а затем повернет и продолжится вплоть до пожарной части № 305 на улице Евгения Савкова.
Доступность новых районов
Транспортная доступность развивающихся районов — проблема не новая, признал Руслан Габдрахманов. Однако такие районы, как Академический или Солнечный, стараются подходить к решению комплексно. Пока не появится общественный транспорт, люди там будут испытывать неудобства.
— Надеюсь, до 2023 года получится запустить трамвай в Академический, а затем на Широкую Речку, потому что и там есть проблема с транспортной доступностью, — констатировал наш собеседник. — Район растет, людей оттуда вывозить нужно, и общественным транспортом это можно будет сделать эффективнее.
В развивающихся районах 80% людей ездят на личном автомобиле, а 20% — на общественном транспорте.
— Когда появится полное развитие, соотношение поменяется. В идеале 30% населения должны будут ездить на автомобиле, остальные — на общественном транспорте. Для этого, например, туда прокладываются трамвайные пути, — объясняет Руслан Габдрахманов.
Вообще, городские власти делают большую ставку на трамвайное движение, об этом также говорил министр строительства региона Михаил Волков. У трамвайных вагонов большая провозная способность, уточнил наш собеседник. Так, в ближайшем будущем ветки будут прокладывать в Академический, Солнечный, разработают дорогу до Новокольцовского. Уже строятся пути в Верхнюю Пышму.
Что касается ветки в Академический, то сначала она дойдет до Преображенского парка, а затем достроят часть по планируемой улице, которая будет огибать парк. После этого пути проведут по улице Чкалова и врежут в кольцо на улице Московской.
Под снос ради дороги
Нередко из-за расширяющейся дороги или для строительства новой требуется снос домов. Так получилось с веткой в Верхнюю Пышму. Ради нее потребовалось сносить частные дома и изымать земельные участки. На выкуп этого имущества должно было уйти полмиллиарда рублей, но, как выяснилось, итоговая сумма оказалась больше.
— Частный сектор для города, когда речь идет о расширении дорог — это иногда проблема, — уточнил глава «Мастерской генплана». — Когда сформировался каркас индивидуальной жилой застройки, закладывались узкие улицы, и тогда никто не думал, что город вырастет так сильно и так быстро. Люди повзрослее, которым по 50–70 лет, помнят, как зачищалась ИЖС (индивидуальная жилая застройка) под Заречный район. И это нормально.
— Когда мы говорим про отселение индивидуального жилого дома — это конфликт одного человека со всем городом, — добавил наш собеседник. — Кто платит за выкуп этого ИЖС? Платят налогоплательщики, мы с вами. Из-за этого увеличивается стоимость строительства. И суды идут, потому что один человек хочет по максимуму использовать ситуацию. Но почему из-за него другие должны страдать?
Именно поэтому людям, которые планируют покупать частные дома, следует изначально заглянуть в генеральный план Екатеринбурга, потому что на нем видно, какие дороги будут расширяться.
— Многие жители развивающихся районов видят поле перед своими домами и думают, что оно будет всегда, — рассказал руководитель мастерской. — Но в реальности там будет огромный район. Точнее, на него уже можно взглянуть на Генплане: будут ли это бульвары, скверы, дома или что-то иное.
Более того, некоторые принципиальные решения по развитию Екатеринбурга уже были заложены в 1972 году в Свердловске. Например, как будет развиваться юго-западное направление города, тот же Академический район, Широкая Речка и ВИЗ. Соответственно, тогда уже был нарисован транспортный каркас.
Перспективное метро
— К сожалению, метро у нас пока только в теории и на бумаге, — подчеркнул Руслан Габдрахманов. — Но оно хорошо бы спасло ситуацию с транспортной доступностью некоторых районов. Когда урбанисты говорят, что мы должны построить больше трамвайных веток, надо взглянуть на реальную ситуацию. На ЖБИ они уже есть, и там же есть большая проблема с выездами из района. Их всего два — по улице Высоцкого и через улицу 40-летия Комсомола. Трамвай, несмотря на всю свою прелесть, имеет ограничения по провозной способности.
Метро помогло бы снять часть этой нагрузки, а также справиться с трафиком из Березовского. Именно поэтому оно в перспективе заложено в генеральный план.
— Мы бы могли пересадить людей на метро, и они не создавали бы пробки в центре города, — объяснил глава «Мастерской генплана». — Сейчас они вынуждены ехать сюда на машинах, ведь никто не бросит автомобиль на 40-летия Комсомола ради одного трамвая. Зачастую мы думаем, что метро будет обслуживать только тот район, в котором оно есть. Но оно работает как подвозящий транспорт. Так, происходит с теми, кто живет в Верхней Пышме. Они доезжают до станции «Проспект Космонавтов», бросают там машину и едут на метро, потому что это всего 17 минут, а на машине — 40–50 минут.
Именно для этого в Генплане на транспортной схеме указывают транспортно-пересадочные узлы — места пересечения линий метрополитена, трамвайных, троллейбусных и автобусных путей. В таких узлах предусмотрена либо пересадка с одного транспорта на другой, либо строительство перехватывающего паркинга для автомобилистов. Так работает Ботанический. Там нет полноценного многоуровневого паркинга, но есть открытая стоянка, где приезжающие с утра люди оставляют свой автомобиль, а вечером ее используют местные жители.
— Генплан — это идеал, к которому мы должны стремиться, — заключил наш собеседник. — Если получится всё реализовать, значит, город будет работать как единый организм. Пока это не получается, он растет. И это подросток, у которого что-то формируется вперед, а что-то отстает.
В середине июня мэр Алексей Орлов поручил разработать Генплан развития Екатеринбурга до 2045 года. Прием предложений проходит по адресу Ленина, 24а, в 245-м кабинете. Также принимаются письма и обращения на сайте мэрии.
Ранее мы рассказывали, как трамвайную ветку из Академического втиснули в узкий проезд возле забора и гаражей. Благодаря этому не пришлось ничего сносить. Напомним, что открывать символические первые рельсы приехал министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин.
Длина трамвайной линии в Академический составит 4,4 километра, на ней будет 14 остановок. После постройки ветка будет передана в концессию. По словам мэра Екатеринбурга, для ее обслуживания лучше всего подойдут трехсекционные вагоны.
Также стало известно о планах по дальнейшему развитию этой ветки. Рельсы протянут до Широкой Речки, где построят депо. Другое ответвление линии пройдет по широкому проспекту Сахарова.