
В транспорте Екатеринбурга по-прежнему хронически не хватает кондукторов. Стало уже привычным, что трамваи, состоящие из двух вагонов, обслуживает только один кондуктор, который вынужден бегать на остановках от одной двери до другой, а в троллейбусах собирать плату за проезд в последнее время приходится самим водителям.
— Стал замечать, что нет кондукторов на троллейбусах, езжу на маршрутах № 11 и № 14. Звонил в диспетчерскую. Проблема важная, потому что водителю приходится всё время отвлекаться. Бывали случаи, что останавливались в пробке, водители бегали по салону, чтобы обилетить всех пассажиров. Это небезопасно, — написал один из горожан.
На видео ниже один из пассажиров записал момент, когда водитель троллейбуса вышла из кабины, вооружившись терминалом для оплаты. Это дополнительная серьезная нагрузка на работника, который несколько часов ведет машину в плотном транспортном потоке и вынужден постоянно бегать туда-сюда.
— Еду в троллейбусе, водитель на остановках выбегает с валидатором, берет оплату за проезд и бежит обратно в кабину. Я в шоке просто, кондуктора нет на линии. ДТП — это только вопрос времени, — рассказал другой горожанин.
Мы поговорили о проблеме с вице-мэром Алексеем Бубновым. Он подтвердил, что транспортным паркам приходится изворачиваться, чтобы хоть как-то организовать работу городских маршрутов. Ведь если запретить выпуск троллейбусов и трамваев на линию без кондукторов, то горожане просто не смогут добраться до работы или учебы.

— У нас действительно нехватка персонала в Гортрансе. Она ощущалась еще в условиях пандемии COVID-19, и сейчас мы действуем таким образом: приходится водителям останавливаться и обилечивать пассажиров, — отметил Алексей Бубнов.
По словам чиновника, спасти ситуацию могут бескондукторные валидаторы, которые в перспективе планируется установить на все типы транспорта уральской столицы. Но эта работа будет выполнена далеко не завтра: приборы стоят дорого, а оснастить ими необходимо 1600 единиц городского транспорта. Увы, стационарные валидаторы пока не являются приоритетным направлением, поскольку в Екатеринбурге срочно нужно обновлять сам электротранспорт, который давно устарел и регулярно выходит из строя.

— Конечно, нам было бы проще установить валидаторы, чем возить кондукторов. Во-первых, людей (в основном, это пенсионеры) трудно нанять, а во-вторых, присутствие кондукторов это дополнительный риск при пандемии. К тому же стационарные валидаторы позволят сэкономить на зарплатах. Многие уже оценили их достоинства — подошел, приложил телефон и готово, — сказал вице-мэр.

Есть шанс, что закупку стационарных валидаторов ускорят более низкие цены на приборы. У мэрии есть предложения от отечественных поставщиков, чья техника дешевле. В настоящее время в автобусах Екатеринбурга используются валидаторы, изготовленные в Чехии.
Оплатить проезд без кондукторов пока можно только в новых газовых НЕФАЗах, которые достались городу в льготный лизинг по федеральной программе.