Таксист еще раз уточнил адрес моей поездки и поддал газу, разогнав машину по Объездной и рискуя нарваться на штраф. На часах было 6:30. Меня нужно было доставить на автобусную остановку в поселке Мичуринском на Широкой Речке. Утренние пробки в этом районе хорошо известны автовладельцам. Первое время водитель молчал, но потом его вполне ожидаемо прорвало.
— Если успеем до семи, еще нормально, но потом «встряну», — пробубнил он под нос.
А далее от таксиста последовала тирада по поводу идиотской системы застройки в Екатеринбурге, где огромные жилые комплексы строят без сопутствующей инфраструктуры. В первую очередь — без дорог.
— Поступает заказ забрать пассажира из приличного нового дома, а путь к подъезду — в лучшем случае по бетонке с проволокой. Эта Широкая Речка вся перекопана. И вечно стоит, — ворчал таксист.
Да, Широкая Речка — это автомобильный ад. И он существует в Екатеринбурге уже не первый год. Весь трафик, двигающийся в город, там выстраивается по узкой улице Суходольской. К примеру, Сортировка тоже далеко от центра, но там есть хотя бы трамвай, идущий по выделенке. По утрам изнывает в пробках и Академический, но дороги там худо-бедно строят. И трамвайную линию грозятся проложить. А на Широкой Речке — безнадега. Мы решили узнать, сколько времени требуется по утрам, чтобы выбраться из этого района. Чтобы изучить транспортную доступность городских районов, каждый понедельник мы будем проводить свой тест-драйв и пробовать добраться до центра из разных точек. Результаты обязательно будем показывать и обсуждать с городской администрацией.
Поедем или пойдем?
На Широкую Речку проведены три автобусных маршрута: № 24, 070 и 85. Два первых — в центр, третий — на ВИЗ. Летом был упразднен коммерческий рейс № 64 (Широкая Речка — Центр — Компрессорный). Его заменил муниципальный 24-й, который обслуживают новые газовые автобусы.
— Насчет 64-го мы не поняли, зачем его сняли с линии. У нас вечно идут по принципу «убрать», а не «дать», — возмутилась женщина, стоявшая на остановке возле школы в Мичуринском.
Главная транспортная фишка Широкой Речки — это, безусловно, 900-метровый отрезок между остановками «Мичуринский» и «Хрустальногорская». Этот путь транспорт проделывает примерно за 20–30 минут. То есть автобус отъезжает от остановки и тут же встает в мертвую пробку, а затем маленькими шажками добирается до следующего остановочного пункта, который находится в зоне видимости, но при такой черепашьей скорости кажется бесконечно далеким.
Еще одна местная «традиция» — попросить водителя автобуса впустить тебя в салон в середине пути между остановками. Да, это нарушение правил безопасности, но автобус-то все равно стоит и никуда не едет.
— Мой ребенок учится в школе в Академическом. По незагруженной дороге отсюда меньше десяти минут езды. Но я его привожу на остановку за час с лишним. А пока он ждет транспорт, еще и успеваю выгулять собаку, — рассказала нам одна из женщин.
Многие горожане не выдерживают и просто идут от «Мичуринского» до «Хрустальногорской» пешком. Это реально быстрее, чем двигаться на транспорте. Но пешком — опасно. Обочина на Суходольской узкая, тротуар отсутствует. Можно пойти в обход, но выйдет дольше. Альтернативный и безопасный вариант — подремать полчаса на сиденье в автобусе. Но время потеряете.
Засекаем минуты
В среднем от Мичуринского до центра Екатеринбурга автобус едет от одного до полутора часов. Примерно в 7:00–7:15 вереница автомобилей по Суходольской уже растягивается на полтора километра. И такая ситуация, говорят местные, с годами становится только хуже, потому что район продолжает застраиваться. Тут и там строятся новые жилые дома. Людей все больше и больше. Как и проблем.
— Особенно тяжело детям. Когда жарко и транспорт еле тащится, их начинает тошнить, голова кружится, — жалуется одна из мам, с которой мы разговариваем на остановке.
Пробки в сторону центра на Широкой Речке начинаются в 7:00 и заканчиваются в 10:00. Вечером история повторяется, только транспорт, наоборот, стоит в направлении района. Вернуться домой проблематично уже после 17 часов.
Мы замерили время своего пути в автобусе № 24. Сев в транспорт в самый час пик, в 8:03, до центра нам удалось добраться к 9:00. Целый час ушел у водителя автобуса на преодоление шести километров. Есть лишь один положительный момент: в отличие от соседнего Академического на Широкой Речке нет жутких давок. Надолго ли?
Что предлагают в мэрии?
Разговоры о расширении улицы Суходольской велись еще пять лет назад. В 2014 году Транспортный совет в администрации Екатеринбурга обсуждал проект реконструкции за 1,2 миллиарда рублей. Предполагалось, что улица Суходольская будет не только расширена до четырех полос на всем своем протяжении: в некоторых местах ее еще подвинут от привычного прохождения, убрав лишние повороты. Также там появятся ливневая канализация, освещение, тротуары, велодорожки и остановки общественного транспорта.
По состоянию на 2021 год проект не реализован. Но городские власти уверяют, что знают о проблеме и рассматривают варианты ее решения. Мы спрашивали о судьбе выезда с Широкой Речки главу Верх-Исетского района. Почитайте, что он ответил.
Также в проекте Генплана Екатеринбурга до 2035 года на Широкую Речку предлагается провести трамвай. В 2021 году задачу по проектированию линии уже поставил мэр Алексей Орлов. Кроме того, район продолжат соединять новыми дорогами с Академическим. Строительные работы намечены на 2023–2025 годы.