Сход трамвая с рельсов на проспекте Ленина вызвал бурные обсуждения в среде транспортников. Бортовая камера, установленная в районе кабины водителя, запечатлела, как задний вагон пошел в занос. Как ни странно, водитель маршрута № 13 довольно долго не замечал, что тележка от Tatra T3 буквально вспахивает асфальт. Причиной ЧП стала поломка колеса у вагона 1980 года выпуска. Однако водители трамваев уверяют, что дело не в старости техники, а в постоянной спешке, с которой приходится сталкиваться во время работы на линии. Среди предложений — дать водителям больше времени на осмотр вагонов во время остановок на конечных. Приводим мнение сотрудника трамвайного парка, который пожелал остаться анонимным.
В Екатеринбурге я могу критиковать конечные станции с нехваткой путей, организацию движения, расписание и трамвайные очереди на светофорах, но только не техобслуживание — оно у нас хорошее, по сравнению с другими городами-миллионниками. Но даже с хорошим техническим подходом бывает, что где-то происходит сбой, как в случае с этим злополучным колесом.
Неисправное колесо трамвая прежде чем сломаться, а тем более развалиться, визуально за два-три часа «предупредит» об этом водителя, который должен увидеть неисправность во время обхода на конечной станции. Для этого с внешней стороны есть несколько, скажем так, «индикаторов», которые сразу бросаются в глаза.
В случае обнаружения неисправности трамвай дальше не едет, а ждет аварийную бригаду. Конечно, бывают и исключения. Например, неисправность с внешней стороны труднее определить, если колесо грязное. Еще один фактор — спешка. К сожалению, из-за нашего расписания стоянка на конечной минимальная, 5–6 минут, а иногда из-за опоздания она сокращается до 2–3 минут. За это время тщательно осмотреть подвижной состав как снаружи, так и изнутри просто нереально. К тому же, если у водителя 2 вагона, времени нужно в 2 раза больше. Предположу, что водитель просто торопился и не обнаружил неисправность на грязном колесе.
Почему водитель не заметил схода вагона?
Поскольку водитель едет в первом вагоне, а вся эта история началась во втором, то сразу же сход вагона тоже не определить. Однако занос вагона было видно в зеркало. Вот на это можно отреагировать быстро. Почему состав достаточно долго ехал «боком»? Это нужно спросить у водителя. Может быть, он отвлекся, а может, о чем-то задумался.
Кстати, думать «о чем-то другом» — это, увы, обычное явление. Тут чистая психология. Платят нам мало, нужно думать, как еще заработать. У многих кредиты, ипотеки. Все погружены в свои проблемы, а это уже отражается на качестве. В данном эпизоде, я считаю, виноваты все: и ремонтники, и водитель, и руководство. Не исключаю, что водителя могут сделать крайним.
Что делать?
Проблема решаема, нужно лишь увеличить стоянку, особенно для длинных маршрутов, которые находятся в пути больше часа. Тогда на осмотр подвижного состава будет больше времени, и подобные случаи сведутся к минимуму. Когда есть расписание, призывающее водителя «быстрей, быстрей, быстрей!», то результат — соответствующий.
С каждым годом препятствий для трамвая в городе становится всё больше и больше. Это и машины на путях, и короткие светофорные фазы для вагонов. А время на оборотный рейс столько же, сколько было, например, в восьмидесятые годы. То есть организация движения не адаптирована под современные условия.
Кстати, сообщали, что этот вагон 1980 года выпуска. Но из родного там только рама с кузовом и несколько стекол, остальное всё уже новое. К механизмам, в частности ходовой части, всегда уделяется особое внимание. Этот вагон, вспахавший асфальт, проживет на линии еще столько же, главное — вовремя менять на нем запчасти. Дело не в старости вагона, а в нехватке времени.
Напомним, что в Гортрансе обещали внимательно изучить и определить причину поломки. Не исключено, что речь идет об усталости металла. По счастливой случайности в эпизоде с заносом вагона на Ленина никто не пострадал.