В досадную и курьезную историю попал молодой екатеринбуржец Данил. В марте 2021 года он припарковал свой BMW на улице Белинского и ушел на работу. Через три часа парень вернулся и обнаружил, что на его иномарку приземлилась стойка с закрепленными на ней дорожными знаками, означающими платную парковку и способ постановки машины на стоянку. Железная труба не просто упала — она еще и ободрала краску на кузове автомобиля.
— Железный столб просто шлепнулся! — рассказал возмущенный парень. — Я вызвал на место автоинспекторов и попутно позвонил в городскую службу автопарковок, чтобы они зафиксировали нанесенные повреждения. Первым приехал специалист службы парковок. Когда мы стояли рядом с автомобилем, внезапно подул резкий ветер, и стойку со знаками протащило по всей моей машине еще раз, сломав зеркало и еще сильнее ободрав краску. В суде меня спросили, почему я бездействовал в тот момент, а не убирал столб со знаком. Но, простите, мне нужно было, чтобы [специалисты службы и ГИБДД] приехали и должным образом зафиксировали картину произошедшего.
Через несколько дней после происшествия на Белинского Данил обратился за экспертизой. За поврежденную дверь, крыло, капот, снесенное зеркало и замятую боковую стойку парню насчитали ремонт на 116 тысяч рублей.
В службе автопарковок молодому человеку поначалу говорили: дескать, решим вопрос с компенсацией, поскольку вины водителя в этой ситуации нет. Данил написал целых три претензии: муниципальным парковщикам, их подрядчику и в мэрию. Результат был нулевой. Тогда парень обратился к юристу, составил иск и пошел в Октябрьский районный суд.
«Сам восстанавливай»
На первом же заседании представители МБУ «Городская служба автопарковок» дали понять, что виновными себя не считают. По их логике, Данил сам поставил свой BMW под знак, который накануне зацепил и повредил какой-то водитель (точная причина падения знака до сих пор неясна. — Прим. ред.). Вдобавок в конце марта синоптики предупреждали о сильном ветре,а значит, автовладелец, по мнению парковщиков, сам допустил грубую неосторожность.
Попутно ответственность с себя сняла и фирма-подрядчик, чьи специалисты восстанавливают знаки. По их словам, заявки на восстановление поврежденной стойки по данному адресу они не получали.
Кроме того, претензии в адрес Данила прозвучали из-за того, что он припарковал свой BMW с нарушением ПДД. Согласно правилам, оставлять на тротуаре автомобили в том месте разрешалось, но только после знака, а Данил припарковал свой автомобиль перед ним. Сам парень допускает, что был неправ, но не понимает, как это повлияло на дряхлый дорожный знак.
— Юрист мэрии довольно агрессивно упирал на то, что я неправильно припарковался. Но при этом я не вижу причинно-следственной связи между способом парковки и обслуживанием дорожных знаков. Объясните мне, почему знак вообще свалился? В каком он был состоянии? Кстати, в тот день там упал не только он. Я видел еще как минимум три! Интересно, задокументировали они этот факт в день происшествия? А теперь, по их логике, водитель сам машину восстанавливай, — возмутился Данил.
Есть ли шанс у водителя выиграть суд?
Мы попросили мэрию Екатеринбурга прокомментировать этот случай. В городской администрации нам сообщили, что все аргументы предоставят в суде, раз уж началось разбирательство.
Защитник прав автомобилистов Кирилл Форманчук считает, что вина целиком и полностью лежит на должностных лицах, поскольку в месте падения знака мог оказаться вовсе не BMW, а случайный прохожий.
— Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения возлагается на собственника дороги или на обслуживающую организацию. В данном случае иск нужно подавать к городской администрации, а уж там должны представить сведения об обслуживающей организации. И суд уже взыскивает ущерб с юридического лица, ответственного за причинение вреда, — сказал Форманчук.
Это стандартный и уже устоявшийся за десятилетия механизм взыскания ущерба. Для данной ситуации непринципиально, где была запаркована машина, так как это не влияет на размер ответственности причинителя вреда.
С Кириллом Форманчуком согласен и автоюрист Олег Таратухин.
— Причиной происшествия стало падение дорожного знака, а не нарушение ПДД при выборе места парковки, — подчеркнул Таратухин.
Заслушав мнения Данила и представителей службы автопарковок, в Октябрьском районном суде взяли паузу. Судья распорядилась предоставить документацию, чтобы внимательно изучить расположение дорожных знаков в месте, где оказался поврежден BMW.
Кто виноват в этом происшествии?
Ранее мы обращали внимание на то, что оборудование платных парковок, обходящееся Екатеринбургу в копеечку, за годы серьезно обветшало. Некоторые паркоматы оказались неисправны и покрыты ржавчиной, а таблички платной парковки выгорели на солнце. В августе 2021 года рабочие наконец-то начали приводить инвентарь в порядок.
В администрации города пообещали, что многострадальная система платных парковок наконец-то заработает с осени этого года. Мы публиковали колонку руководителя екатеринбургского отделения фонда «Городские проекты» Александра Свалухина. Он объяснял, почему город и горожане выиграют от того, что плата за парковку наконец-то станет обязательной.