На этой неделе глава Екатеринбурга Алексей Орлов сообщил, что в городе на тротуары нанесут разметку для самокатов. Александр Свалухин, руководитель екатеринбургского отделения фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца», прокомментировал это решение в своей авторской колонке.
Радует, что городские власти задумались о выделении пространства для движения самокатов и велосипедов. Однако если размечать краской только тротуар, то это мера, мягко говоря, работать не будет. Пешеходы всё равно будут ходить по этим «недодорожкам» и катить детские коляски, а самокатчики и велосипедисты будут ездить по пешеходной части тротуара. К тому же линии нарисуют там, где широкие тротуары и разметку проще всего наносить. Но не там, где действительно не хватает полноценной велосамокатной инфраструктуры. Подчеркну, что велосипедисты и самокатчики используют одну и ту же инфраструктуру: велополосы, велодорожки, велопереезды. Да и в целом неправильно отнимать пространство у пешеходов.
Велополосы
В городе нужно делать велополосы на проезжей части и снижать скоростной режим на таких улицах до 40 км/ч, чтобы было безопасно. Например, Мамина-Сибиряка для этого хорошо подходит. Ресурс для этого есть: где-то автомобильные полосы стоит сделать шириной 3–3,25 метра, где-то по-другому организовать парковочные места. Для такого преобразования достаточно проекта организации дорожного движения плюс затраты на переразметку.
В городе существует большой и неоправданный перекос в сторону создания и поддержания инфраструктуры для автомобилей. Пространство наших улиц сейчас используется нерационально, и это самая главная причина тесноты на тротуарах. Инфраструктура для самокатов и велосипедов должна создаваться путем правильного распределения пространства, которое раньше выделялось только для машин.
Велодорожки
На магистральных улицах типа Свердлова автомобильные полосы избыточной ширины: от 3,5 до 5,75 метров. На таких улицах велоинфраструктуру тоже нужно делать за счет проезжей части. Но не в виде велополос, а в виде обособленных велодорожек, которые отделены и от движущегося транспорта, и от пешеходов при помощи озеленения, скамеек, велопарковок. Такой вариант существенно дороже: его стоит выполнить при капитальном ремонте или реконструкции улицы. Хорошие примеры велодорожек можно увидеть в центре на Горького и Радищева, а также в Солнечном.
Велопереезды
При создании велоинфраструктуры очень важно уделять особое внимание пересечениям. Именно на перекрестках чаще всего случаются наезды на самокатчиков и велосипедистов. Бессмысленно требовать от людей на каждой «зебре» слезать с велосипеда или самоката. Требование абсолютно не работающее: его почти никто не соблюдает. Оно существует лишь для того, чтобы было проще обвинять жертву такого ДТП: «Не спешился, и тебя сбили? Сам виноват!»
Наиболее абсурдно звучит требование спешиваться на регулируемых пешеходных переходах. Нет никакой гарантии, что тебя не собьет пьяный или невнимательный водитель, пока ты пешком идешь с самокатом или велосипедом по «зебре».
Почти все существующие в городе велодорожки прерываются у перекрестков, а в тех местах, где велодорожек нет, установлены заборы по ширине «зебры». Якобы ради безопасности. Но по факту получается искусственное создание тесноты на переходах: самокатчиков и велосипедистов принуждают вклиниваться в поток пешеходов вместо того, чтобы дать им возможность двигаться параллельно «зебре».
Чтобы велосипедисты и самокатчики никому не мешали на «зебрах», ГОСТы разрешают делать велопереезды: сбоку от пешеходного перехода наносится разметка 1.15, которая обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть. На велопереездах не нужно спешиваться. Важно, чтобы в Екатеринбурге появлялось больше таких мест.
Взрывной рост популярности самокатов и велосипедов — не поветрие. Средства индивидуальной мобильности пришли к нам всерьез и надолго. Это долгосрочный и полезный для города тренд — лучший транспорт для коротких поездок, и город к этому транспорту нужно как можно скорее приспосабливать.
Веломастерплан и бюджетирование
Велосипеды и самокаты в очередной раз доказывают, что это не развлечение для езды по паркам, а вполне себе полноценный вид транспорта, который горожане используют для ежедневных перемещений. Развитие такого транспорта полезно для города: и велосипеды, и самокаты занимают мало места, не портят воздух, не шумят, не разрушают асфальт, а при столкновении с пешеходами все участники остаются живы.
Городским властям стоит всячески содействовать развитию велосипедного и самокатного движения, создавая связную разветвленную велоинфрастуктуру. К этому нужно подходить комплексно и стратегически:
1. Совместно с заинтересованной общественностью, велошерингами, кикшерингами и сервисами доставки разработать веломастерплан для Екатеринбурга. Как минимум, он должен содержать карту маршрутов, порядок реализации и рекомендации по созданию разных типов велоинфраструктуры.
2. Предусмотреть в городском бюджете регулярное финансирование программы развития велоинфраструктуры. Даже если 1% от дорожных бюджетов закладывать на создание велополос и велодорожек, будет очень хорошо.
3. Внести все необходимые изменения, которые бы позволили выделять велополосы и обозначать велопереезды в рамках плановых ремонтов городских улиц.
4. Пересмотреть регламенты зимней уборки. Сезон самокатов сейчас длится с апреля по октябрь: семь месяцев в году. А на велосипедах можно ездить круглый год, если есть связная велосеть, которая в приоритетном порядке очищается от снега. Город Альметьевск в Татарстане это подтверждает, за что заслуженно считается российской велостолицей. Екатеринбург называют самым компактным миллионником. Он идеально подходит для развития велоинфраструктуры и вполне может стать новой велостолицей: потенциал для этого есть.
Согласны с автором?
Ранее Александр Свалухин перечислил четыре причины тесноты на тротуарах Екатеринбурга. Самокатов среди них нет. Также прочитайте мнение урбаниста Андрея Толмачева о том, почему будущее за электросамокатами и что с этим делать.