Управление автодорог ищет подрядчика, который будет передавать информацию с камер, установленных на дорогах Свердловской области. На основе этих данных водителям выписывают штрафы за превышение скорости, пересечение стоп-линии, проезд по полосе для общественного транспорта и т. д. До 11 января 2022 года из бюджета региона на эти цели готовы выделить 499 миллионов рублей.
До сих пор аналогичные аукционы в области выигрывала одна компания — ООО «УГМК-Телеком». Она была учреждена в 2006 году, на 90% принадлежит УГМК, на 10% — Сергею Ланских (он же гендиректор). «УГМК-Телеком» — провайдер и оператор услуг связи, он обеспечивает интернетом, телевидением и телефонией дома, больницы, школы, создает и обслуживает системы видеонаблюдения и пожарной сигнализации.
Мы посмотрели, как компания зарабатывает на штрафах автовладельцев.
Первый контракт на «оказание услуг по предоставлению фото- и видеоматериалов с информацией в области дорожного движения» «УГМК-Телеком» заключил с ГБУ Свердловской области «Оператор электронного правительства» в декабре 2016 года, он был рассчитан на год. По условиям контракта, компания должна была поставить не меньше 50 стационарных комплексов фото- и видеофиксации и не меньше 52 передвижных, причем сделать это поэтапно: к 1 февраля 2017 года — 40 камер, к 1 мая — 96 камер, к 1 октября — 102 камеры.
Это были камеры в Екатеринбурге, Березовском, Краснотурьинске и Каменске-Уральском, на ЕКАД, Серовском, Пермском и Тюменском трактах. Они фиксировали скорость, проезд на красный свет, выезд на встречку и на полосу для автобусов. Данные передавались в Центр автоматической фиксации административных правонарушений УГИБДД.
Деньги «УГМК-Телеком» получал за каждого нарушителя, которому выписали штраф. В контракте это называлось «одной единицей информации» и предусматривалась оплата 665 999 таких «единиц».
За один штраф компании платили из бюджета области 283 рубля 85 копеек. В случае если водитель получал штраф в 500 рублей (например, за превышение скорости от 20 до 40 км/ч) и оплачивал его в течение 20 дней со скидкой 50%, то есть 250 рублей, регион ничего не зарабатывал, а еще и доплачивал подрядчику.
Как отмечал тогда депутат Заксобрания Александр Ивачев, средний размер штрафа в 2017 году составлял 407 рублей.
— Из этих денег 260 рублей идут на оплату контракта (в контракте указана сумма в 283,85 рубля. — Прим. ред.), ещё 55 рублей — на почтовые услуги. Бюджет получает лишь 92 рубля. В итоге с взысканных 333,7 миллиона рублей до областной казны дошло лишь 74,4 миллиона. Фантастическая благотворительность, — говорил Ивачев.
По контракту «УГМК-Телеком» получил 189 049 900 рублей.
В октябре 2017-го Оператор электронного правительства объявил новый аукцион на 144 миллиона рублей (оказание услуг до декабря 2018 года), и у второго потенциального участника, ООО «АЭЛЬ-РТС» из Нижнего Новгорода, возникли вопросы к заказчику. Как следует из жалобы, поданной в Свердловскую УФАС, начать оказывать услуги подрядчик должен с момента заключения контракта, но прежде он должен купить, установить и подключить 102 комплекса фото- и видеофиксации, для чего нужно не меньше месяца.
При этом прошлая закупка, которую выиграл «УГМК-Телеком», давала фору на эти цели в несколько месяцев. «То есть в настоящее время на территории Свердловской области уже установлен необходимый объем комплексов АФН ПДД, принадлежащий ООО "УГМК-Телеком", и потенциальному исполнителю вообще не представляется возможность монтировать требуемое оборудование до тех пор, пока [предыдущий] контракт не прекратит свое действие и ООО "УГМК-Телеком" не демонтирует собственное оборудование», — говорилось в жалобе.
Антимонопольщики признали жалобу частично обоснованной, но на итог аукциона это не повлияло — его выиграл «УГМК-Телеком». Стоимость оплаты каждого штрафа стала ниже — 259,46 рубля. За 2018 год компания получила 152 916 123,98 рубля.
В 2018 году «УГМК-Телеком» по итогам госзакупок заключил три контракта с Департаментом информатизации и связи Свердловской области на «оказание услуг по предоставлению фото и видеоматериалов с информацией в области дорожного движения». Установить необходимо было не менее 58 стационарных и не менее 67 передвижных комплексов. В частности, тогда поставили 12 камер на Кольцовском тракте.
По контракту, заключенному в апреле 2018-го, компания получила 129 057 500 рублей, по июльскому — 120 942 150,02 рубля (260 рублей за штраф). По августовскому — 291 499 641 рубль (243 рубля за штраф).
В апреле 2019 года контракт снова был заключен с Оператором электронного правительства до 30 октября 2019-го. Сумма — 311 076 450 рублей.
С августа 2019 года контракты с «УГМК-Телеком» заключает ГКУ «Управление автомобильных дорог». Они предусматривают информацию с 55 камер, фиксирующих превышение скорости, 30 камер, штрафующих за проезд на красный, выезд на встречку, на трамвайные пути, за стоп-линию, нарушение разметки, и еще 30 камер на выделенных полосах для общественного транспорта. Стоимость контракта с августа 2019-го по май 2020-го — 536 286 639,53 рубля.
Контракт с апреля по август 2020-го — 207 101 069,42 рубля; с августа 2020-го по февраль 2021-го — 432 000 006 рублей; с марта по август 2021-го — 458 000 008 рублей. В общей сложности с 2017 года «УГМК-Телеком» получил за установку камер, штрафующих нарушителей, их обслуживание и передачу информации с них 2,8 миллиарда рублей.
Кстати, в двух последних заключенных договорах и следующем, конкурс по которому пока не завершен, изменилась система расчета стоимости. Теперь победитель получает деньги не за каждый штраф, а за каждый попавший в объектив автомобиль. Одна машина «стоит» 1,18 рубля.
Как объяснили E1.RU в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, изменения связаны с тем, что решено использовать весь видеопоток с установленных камер.
— Это нововведение продиктовано современными реалиями на дорогах. Ежегодное возрастание количества транспортных средств привело к необходимости новых требований в части обеспечения безопасности дорожного движения, — сказали в Минтрансе.
Там пояснили, что информация о параметрах движения всего транспортного потока используется:
в целях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, выявления похищенных и угнанных транспортных средств, транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП, а также должников по штрафам;
в целях осуществления мониторинга дорожного движения, получения информации об интенсивности дорожного движения и анализа состава транспортного потока, что позволяет профильным организациям более эффективно и рационально осуществлять планирование дорожной деятельности, а также выполнять возложенные на них функции и задачи.
— Дополнительно стоит отметить, что МВД России в качестве федерального решения создает единую систему контроля за передвижением транспортных средств по автомобильным дорогам с использованием специальных технических средств фотовидеофиксации путем объединения в единое информационно-аналитическое пространство соответствующих технических и информационных ресурсов на базе СПО «Паутина», — сообщили в ведомстве. — В рамках этого мероприятия прорабатывается вопрос заключения соглашения между правительством Свердловской области и Министерством внутренних дел РФ.
В пресс-службе «УГМК-Телеком» в ответ на запрос E1.RU сообщили, что сейчас на дорогах Свердловской области компанией установлены 150 стационарных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, в это направление «вложены значительные денежные средства».
— Помимо коммерческой составляющей, компания «УГМК-Телеком» имеет социальную направленность. Поэтому важно, что компания много лет работает на обеспечение безопасности дорожного движения, розыск преступников, угнанных автомобилей, улучшение общей транспортной ситуации в регионе, — отметили представители провайдера.
На вопрос, почему в конкурсах практически не участвуют другие компании, в «УГМК-Телеком» ответили так:
— Делать предположения и давать комментарии о возможности участия в торгах других участников рынка считаем некорректным.
О том, как работают комплексы фото- и видеофиксации, мы рассказывали в этом материале. Также на вопросы о камерах отвечал представитель ГИБДД.