Каждый раз, когда на Екатеринбург обрушивается дикий зной, город разделяется на отдельные зоны: в одних местах мы прячемся от жары, в других — изнываем от нее. Городской транспорт уральской столицы традиционно на стороне солнцепека. В такие дни автобусы, троллейбусы и трамваи вместе с пассажирами перевозят и страшную духотищу.
Никак не исправило положения и приобретение в 2020 году шестидесяти автобусов с кондиционерами. Во-первых, их слишком мало в общем потоке транспорта, во-вторых, в них ничуть не прохладнее, чем в машинах без кондиционеров.
Чтобы получить объективную картину, мы взяли с собой тепловизор и проехались на нескольких видах транспорта.
Пазик
Чем теснее в салоне, тем сильнее духота, а пазики — это компактные машины, где пассажиры вечно катаются как сельди в бочке. Автобус, в который мы сели, ехал с открытыми форточками и люком. Салон на скорости продувало неплохо. Водитель не скупился давить на газ в гонке за пассажирами.
Особенность тепловизора в том, что он измеряет точную температуру только на поверхностях. Направленный в пространство салона прибор показал 38 °С. Возле люка — 40,2 °С. Жарче всего оказалось возле места водителя — 43,4 °С.
— Жара, конечно, невыносимая, да еще и времени на отдых почти нет, потому что машин на линии не хватает. Так и ездим весь день в духоте, — признался парень-кондуктор.
Автобус с бесполезным кондиционером
Кажется, что тут удивительного? Пазик есть пазик, и никакого комфорта от него не ждешь. Другое дело — широко разрекламированные зеленые автобусы с кондиционерами, которые Екатеринбург получил в прошлом году. В мае, когда адский зной только-только добрался до города, у горожан было много вопросов о том, когда же наконец включат кондиционеры? Их включили, но, к сожалению, особого эффекта это не дало.
Как мы ни приближали тепловизор к кондиционеру, минимальная температура оказалась на отметке 32 °С. И это если стоять непосредственно под решеткой, из которой идет обдув!
В Гортрансе ранее говорили, что не будут настраивать кондиционеры на слишком холодный воздух: существуют правила, устанавливающие допустимую температуру потока. Но по факту, проехавшись в автобусе, оборудованном кондиционером, мы никакой прохлады не почувствовали даже отдаленно: тепловизор показывал точно такие же банные условия, что и в пазике.
Самым жарким местом НефАЗа с кондиционером оказалась задняя площадка возле моторного отсека. Там тепловизор, направленный на пластиковые панели, выдал аж 45 °С.
Жаровня в трамвае
Трамвай, увы, оказался лидером нашего жаркого антирейтинга. Дело в том, что он едет медленнее и хуже проветривается.
Жара — это еще и проблемы гигиены. Почти каждый взмокший пассажир оставлял после себя влажное пятно на сиденье.
Работникам транспорта смягчили условия
В Гортрансе рассказали, что из-за сильнейшего зноя постарались облегчить условия работы своих сотрудников.
— По просьбе водителей и кондукторов может быть добавлено время на отстой на конечных остановках в дневное время. Все 57 машин из последней партии автобусов работают с включенными кондиционерами, — сообщил директор предприятия Сергей Нугаев.
Ранее мы беседовали с учеными, которые рассказали, почему так жарко и чего ждать от уральской погоды дальше. В субботу, 21 августа, в Екатеринбурге был поставлен очередной температурный рекорд.
Из-за аномальной жары на Урале горят леса — столица региона задыхалась в дыму, а садоводы, чьи участки расположены неподалеку от очагов, спасали свое имущество и боролись с огнем сами.