Дороги и транспорт Трамвай в Верхнюю Пышму подробности Торговались до посинения. Для прокладки линии в Верхнюю Пышму десятки людей выселяли через суды

Торговались до посинения. Для прокладки линии в Верхнюю Пышму десятки людей выселяли через суды

Рассказываем, по каким ценам выкупали дома и участки

Чтобы проложить ветку, нужно было снести дома. А снос — это деньги

Читатели E1.RU часто удивляются той космической стоимости, в которую обходится строительство трамвайной ветки в Верхнюю Пышму. Об очередном удорожании проекта сообщалось летом 2021 года. Но если углубляться в детали строительства, становится понятно, почему бюджетные рубли текут нескончаемой рекой.

Напомним, что первый конкурс по выбору подрядчика, который объявлен весной 2018 года, был оценен в 2 миллиарда 124 миллиона рублей. Лот был разыгран со второго раза. Причем на втором аукционе, который выиграл «Инженерно-строительный центр УГМК», стоимость контракта подросла до 2 миллиардов 220 миллионов.

За эти деньги строители должны были проложить примерно 5,5 км новых путей по Екатеринбургу и 3,3 км — по территории Верхней Пышмы (если считать в однопутном исчислении, то есть туда и обратно, то получится 17,7 км).

Но была и еще одна важная расходная статья: трассу ветки разработали так, что потребовалось сносить частные дома и изымать у местных жителей их земельные участки. На выкуп этого имущества под трамвайную линию, по предварительным расчетам (от 2016 года), должно уйти полмиллиарда рублей. Но, как выяснилось, итоговая сумма оказалась больше.

Этот кадр на улице Чуцкаева в 2018 году сделал наш фотограф. Такого снимка больше не сделать, дома пошли под ковш

Когда встал вопрос о переселении, муниципальные власти (что Екатеринбурга, что Верхней Пышмы) увязли в длительных судебных тяжбах, поскольку владельцы участков вполне ожидаемо взвинтили цены на свое имущество и отказались продавать его по тем ценам, которые им предложили.

По прошествии нескольких лет картотеки судов забиты судебными актами, по которым людей выселяли принудительно. Отметим, что многие жители были согласны съехать добровольно, но при условии, что им заплатят больше. И суды действительно шли навстречу, увеличивая суммы выплат где на миллион, где — на полтора. К чести владельцев земли: любой бы на их месте поступил бы точно так же.

Судебные битвы за ценники

Мы изучили некоторые судебные акты. К примеру, семья Кульневых судилась за участок на улице Чуцкаева площадью 640 квадратных метров и дом в 170 квадратов. Чиновники предложили им 7 миллионов и 25 тысяч рублей. Но владельцы заявили, что это дешево. В марте 2018 года суд назначил новую экспертизу оценки имущества. И чудо: со второго раза эксперты установили цену «пожирнее» — 8 миллионов 227 тысяч рублей. Но и эта стоимость Кульневых не устроила. Однако судья поставила в процессе точку — заплатить и выселить.

Обрывок газеты с надписью «суд» на пепелище одного из частных домов на улице Чуцкаева (здание было снесено)

Семья Морозовых судилась за участок площадью 1295 кв. м, жилой дом 76 квадратов, гараж и сарай. Оценщики из «Урало-Сибирской оценочной компании» определили стоимость их имущества в 6 миллионов 975 тысяч рублей. Но Морозовых это не устроило. В суде их представитель сказал, что первоначальная экспертиза была неточной.

— Ценовой диапазон определялся, когда за основу была взята самая минимальная оценка квадратного метра. Всего 27 900 рублей за квадратный метр. Были взяты всего три аналога, не было ссылки на методику, — было сказано в судебном акте.

Когда выяснилось, что для стройки ветки нужно сносить дома и выкупать участки, их владельцы сделали всё, чтобы продать имущество подороже

И вновь повторная судебная экспертиза назначила цену повыше: эксперт из «Областного Центра Оценки» пришел к выводу, что имущество Морозовых стоит дороже как минимум на 600 тысяч. В итоге суд назначил к выплате 7 миллионов 585 тысяч рублей.

В сходной ситуации выплаты получили местные жители по фамилии Пологов (согласно судебному акту, ему выплатили 5 млн вместо изначальных 3,7 млн), Рыжкова (выплатили 5,2 вместо 4,3 млн) и так далее.

В мэрии Екатеринбурга отметили, что эпопея с выкупом земли хоть и потребовала определенных усилий, в целом прошла для стройки ветки без особого вреда. Хотя строители опасались, что судебные процессы сорвут графики.

— Мы действовали в рамках закона, поскольку выкуп проводился для муниципальных нужд, — рассказали в мэрии Екатеринбурга. — Изымалось всё по оценкам.

«Каких-то сверхзавышенных цен, предъявляемых собственниками, не было. То есть принцип "сколько захочу" в данном случае не работал»

Да, были корректировки стоимости, но в рабочем режиме. Мы привлекали оценщиков, имеющих лицензии, — отметили в мэрии уральской столицы.

Что в итоге снесли?

Мы выяснили, каков в целом был размах финансовых затрат и работ по сносу, связанных с прокладкой новой линии. На картах ниже мы отметили красным цветом участки земли и постройки, которые оказались в зоне строительства линии. Большинство этих зданий были пущены под ковш экскаваторов. На выкуп было израсходовано более 700 миллионов рублей.

Екатеринбург


  • Изъято 26 объектов по улицам проспект Космонавтов, Чуцкаева, Рябиновая, Березовая, Шефская. В том числе — 7 земельных участков без строений, 16 участков с постройками, один двухквартирный дом и одна автоматическая заправка. В десяти случаях с собственниками имущества чиновникам пришлось судиться.

Верхняя Пышма


  • Из 111 объектов индивидуальной жилой застройки, расположенных по проспекту Успенский, было выкуплено 110 объектов. В судебном порядке пришлось выкупать 36 объектов. Во время строительства 108 объектов зданий были демонтированы.

— Цена изымаемых объектов недвижимости была определена в соответствии с отчетами независимых оценщиков, — подчеркнул первый замглавы администрации Верхней Пышмы Вячеслав Николишин. — Это предусматривает Федеральный закон № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Напомним, трамваи по ветке Екатеринбург — Верхняя Пышма поедут уже осенью 2021 года. На первых порах это будут так называемые технические прогоны, чтобы проверить качество рельс. После завершения строительства на маршруте будут курсировать низкопольные вагоны, скорость которых будет достигать 60 километров в час. По оценкам специалистов, пассажиропоток на этом участке составит около 11 тысяч человек в сутки.

Представители компании «Мовиста», которая со столичным «Трансмашхолдингом» будет обслуживать это направление, уже начали набирать персонал. В региональном Минтрансе присвоят маршруту уникальный номер.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
227
Форумы
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Рекомендуем
Знакомства
Объявления