Полтора месяца назад автоэксперт Е1.RU Дмитрий Ларионов вернулся из автомобильного путешествия по России. И получил массу вопросов о том, как организовать автопутешествие. Автоэксперт ответил на 13 самых часто задаваемых из них.
Хоть езжу не впервые и пишу об этом не впервые — всё же именно сейчас получил массу вопросов о том, как правильно организовать автопутешествие, и обо всём сопутствующем. По-видимому, тема самостоятельных путешествий в силу известных обстоятельств стала как никогда актуальной.
Возможно, большая часть текста покажется вам чрезмерно очевидной. Но — люди спрашивают, значит, им интересно. Также, возможно, многое покажется избыточным. Ну тут уж «на вкус и цвет»: лично я предпочитаю перебдеть, но быть уверенным в успехе. Ну-с, поехали.
Зачем это тебе?
Не поверите: не имеет отношения к теме, но реально самый популярный вопрос. Слышу от тех, кто дальние поездки не любит. А для меня это вид отдыха, надежный способ выбросить все мысли из головы и переключить мозги на что-то другое. Если я несколько месяцев никуда далеко не ездил — начинаю чувствовать, что мне этого очень не хватает. Вот прошлым летом никуда не ездил, сейчас «оторвался». А еще это хороший способ поддержания в тонусе водительских навыков, понимания пределов своих возможностей.
Почему именно автомобиль? Есть же самолет / аренда авто на месте и т. п.
Автомобиль дает мало с чем сравнимую мобильность как по пути, так и на месте: с машиной вы можете заехать по пути в интересный для вас город, а по прибытии — без ограничений путешествовать по ближайшим (и не очень) городам и достопримечательностям. Также с авто совсем другие ограничения по багажу. Конечно, бывает и аренда авто, но это не мой вариант. Мне нужна уверенность в машине, в ее безопасности. Выбор очевиден.
«С большим количеством пассажиров автомобиль по деньгам выгоднее, чем самолет»
Как пассажиры выдерживают?
Скажу так: у них всегда есть выбор до начала поездки. И это дело привычки на самом деле. Сам в роли пассажира бываю редко, но если вам интересно мое мнение как человека «со стороны» — большую часть пути пассажиры спят.
Какой дорогой ехал? / Собираюсь тоже, по какой дороге лучше ехать?
Очень популярный вопрос. Честно — не акцентирую внимание. Лет 5–7 назад это был очень актуальный вопрос, а сейчас — просто запускаю «Яндекс.Навигатор», бегло просматриваю маршрут и еду, как предложит. На сегодняшний день уже можно себе позволить отвлечься от заблаговременного продумывания деталей маршрута.
Но есть же, наверное, какие-нибудь проблемные участки, которых лучше избегать?
Бывают. Например, известное проблемное место — Жигулевская плотина: всегда стараюсь избегать проезда в конце дня, чтобы не застать пробку из фур. Аналогично — мост около Сима на трассе М-5 в периоды его бесконечных ремонтов: стараюсь проезжать ночью. Если планируете проезжать днем — посмотрите ситуацию с пробками в навигаторе в любой из дней примерно в то же время, в которое планируете там проехать. Включите и почитайте все отметки на карте (включая «разговорчики»).
Как планировать дорогу? За сколько выезжать?
Вопрос очень правильный, но почему-то непопулярный. Лично я открываю на компьютере «Яндекс.Карты» и прокладываю маршрут до точки назначения через намеченные промежуточные точки: места ночевки, например. Отмечаю на маршруте известные проблемные места. Затем прокладываю маршрут от точки отправления/ночевки до каждой из проблемных точек, записываю предполагаемое время в пути.
Прикидываю окошко времени отъезда так, чтобы оказаться в точке назначения в намеченное время, при этом проехать через проблемные места в намеченное время и заехать на ночевку в намеченное время. Нужно помнить про часовые пояса и закладывать время про запас (мне хватает одного часа в запас на каждую тысячу километров пути). Маршруты между планируемыми длительными остановками прокладываются раздельно.
«А еще надо учитывать, что карты правильно рассчитывают время в пути с учетом пробок только из предположения, что вы выезжаете прямо сейчас»
Соответственно, если вы планируете отъезжать утром, садиться за расчеты нужно тоже утром. Если вы будете рассчитывать такой маршрут вечером, запросто можете ошибиться на несколько часов. Соблюдение таких простых правил позволит просчитать маршрут с точностью буквально до часа.
Как у тебя обстоят дела с едой, с отдыхом, с ночевками?
Лично я предпочитаю останавливаться только на заправку. Ну а поскольку это случается раз в 500–600 км — на заправках в обязательном порядке все идут в туалет. И с этой целью я выбираю заправки больших сетей с минимаркетом — там нормальные туалеты. Еда — в пути. Отдых — зависит от того, сколько в машине водителей. Если больше одного — есть большая свобода: меняемся днем, я сплю несколько часов, вечером сажусь и еду дальше. Если водитель только я — иногда ночью останавливаемся поспать на 1–2 часа, обычно хватает: отсыпаюсь по приезде.
На отдых предпочитаю останавливаться на крупных сетевых заправках: там всегда есть освещение и камеры видеонаблюдения. Ставлю машину так, чтобы не мешала (в том числе бензовозу в случае чего), чтобы в глаза не светили фонари и фары с дороги, чуть приоткрываю окошки, глушу мотор, закрываю центральный замок, ставлю будильник — и спим. Но так бывает не каждую ночь: часто «проскакиваю» всю ночь без сна, сильно помогает поймать время без пробок.
Как ты борешься со сном?
«Если со сном приходится бороться, значит, надо останавливаться. Я стараюсь не довести до такого состояния»
То, что вы сейчас прочитаете, я не советую повторять кому-либо, поскольку сам делаю это на свой страх и риск и многое сугубо индивидуально. Я в течение суток пути выпиваю примерно по четыре банки энергетика: для меня это необходимость, просто как факт. Обязательно периодически заедаю чем-нибудь сладким (печенье, шоколад). Не забываю об «обычной» сытной еде (вареные яйца, бутер с колбасой). Вообще по опыту, если мозги «вырубает», значит, надо немного подкрепиться.
А два года назад я сделал любопытное открытие: просто насовсем выключил музыку в машине и отметил, что мне совершенно расхотелось спать! И сюда же — аналогичный эффект от прослушивания радиоэфира СиБи-рации (27 МГц) с приоткрытым шумодавом через наушники: частые далекие (и оттого трудно различимые) передачи с большим уровнем шума тоже не дают уснуть. Правда, ночью их очень мало.
Что из еды лучше брать в дорогу?
То, что не успеет испортиться, от чего будет меньше мусора, что не боится тряски, что можно есть руками. Все четыре условия одновременно. Также еда должна выбираться такой, чтобы водитель (после подготовки передним пассажиром) мог есть ее одной рукой и в случае потребности быстро передать обратно пассажиру. Хорошо идут вареные яйца, заранее заготовленные бутерброды с колбасой, огурцы, небольшие фрукты, печенье (не рассыпчатое), конфеты/шоколад (убрать, чтобы не растаяли). Кто-то советует орехи, лично я не люблю: много мусора, сложно есть одной рукой.
Категорически не рекомендую еду в жидкой форме (супы и подобное), а также питье из кружек. Пить — только из «обычных» бутылок с небольшой закрывающейся крышкой. Мы обзавелись автохолодильником (на элементе Пельтье), это позволило брать в дорогу продукты, которые обычно живут недолго: сыр или шоколад. Также в нем можно хранить напитки. К слову о напитках: пейте меньше жидкости, если не хотите останавливаться каждые полчаса на туалет. Разумеется, это относится и к пассажирам.
«Если есть потребность в "нормальной" еде, можно днем поискать в попутном городке соответствующее заведение и заехать пообедать»
Как подготовиться к поездке по части обеспечения связи?
Для водителя и каждого пассажира: подключите к телефону тариф или опции, с которыми вы сможете дешево разговаривать за пределами домашнего региона и с которыми у вас будет интернет. Если у вас оператор, не являющийся федеральным (например, МОТИВ) — обязательно возьмите сим-карту федерального оператора. На телефонах каждого водителя и переднего пассажира (штурмана) должен быть установлен навигатор, у навигатора должны быть скачаны карты всех областей, по которым пролегает ваш маршрут, также должен быть экземпляр спланированного маршрута (если он сколь-либо сложен для запоминания).
Желательно (но не обязательно) поставить СиБи-радиостанцию и настроить ее на 27.135АМ (15-й канал сетки С). Зачем? Почти у всех водителей большегрузов стоят такие же рации, и настроены они именно на этот канал. Рация позволяет как получать оперативную информацию о дороге (гаишники, ремонты, перекрытия, ДТП, животные, иные опасности), так и в случае потребности экстренно связываться с другими водителями в радиусе порядка нескольких километров.
Сколько штрафов «привез»? Как их избегать?
Мало. Вроде два. Как избегать — это тоже отдельная тема. Потому что нарушают все. Вообще все, не питайте иллюзий. Ну а поскольку типичным нарушением является превышение скорости — хорошим подспорьем традиционно является антирадар, но в последние годы достаточно просто включенного предупреждения в навигаторе. Рация тоже серьезно помогает. В целях профилактики ДТП научитесь смотреть вперед на 100, 200, лучше 300 метров, это очень полезный навык. И боже упаси вас обгонять в условиях, когда обгон запрещен.
«Любое нарушение опасно, но именно обгон на трассах — самое смертоносное. Кстати, для многих новость, что обгон "паровозиком" тоже запрещен!»
На каких заправках заправляешься?
На крупных сетевых (но не франшизных). Причин две: меньше вероятность наткнуться на паленку и в случае проблем — больше вероятность успешного решения (в том числе, если все-таки наткнулись на паленку). «Газпромнефть» (у нас) и «Газпром» (южнее) — это разные сети.
Кстати, у крупных сетей есть приложения на телефон, с которыми можно и заправку легче найти, и цену заранее посмотреть, и оплатить заправку без кассира и очередей в кассу (а приложение «Лукойл» еще показывает, «оригинальная» заправка или франшизная). Сети поменьше сотрудничают с «Яндексом», и их заправку можно оплатить в «Навигаторе». Если еще не сталкивались — поставьте приложения заранее и освойтесь: уверяю, вам понравится. В Крыму, кстати, такой финт тоже прокатывает, но только с «Навигатором»: газпромов-лукойлов там нет.
Что ты вообще берешь с собой в дорогу, помимо очевидного?
Аптечка (комплектую сам, отдельная тема);
ремкомплект (жгуты от проколов шин, небольшой ящик с инструментами на экстренные случаи — зависит от ваших навыков и вашей машины);
несколько световозвращающих жилеток (положите в кармашки дверей);
мощный фонарик со сменным аккумулятором;
питьевая вода (разлейте в бутылочки 0,5 л и раздайте пассажирам, пусть положат в кармашки дверей);
еда, холодильник (см. выше), энергетик (в холодильник);
одноразовые мешки для мусора (в т. ч. пищевого);
видеорегистратор (проверьте, чтобы точно работал, очистите флешку);
запасная зарядка с запасным кабелем для телефона;
заряженный пауэрбанк;
резервный заряженный телефон, желательно смартфон (на случай, если что-то случится с основным, — на нем должна быть связь, должен быть установлен навигатор, там должны быть скачаны карты);
СиБи-рация (полезно для понимания дорожной обстановки);
пульверизатор с омывающей жидкостью и тряпка недалеко от водителя — для очистки лобового стекла от насекомых во время остановок.
P. S. Из «не самого очевидного»: правильно выбирайте штурмана. Это буквально правая рука водителя. В его задачи входит обеспечение водителя в движении всем необходимым: прежде всего едой, информацией о маршруте, информацией о заправках и иных точках маршрута. Кстати, заправки на маршруте стоит начинать искать километров за 80–100 до пустого бака.
Пока всё. И удачных вам поездок!
А вы когда-нибудь путешествовали на автомобиле?
Ранее мы изучали плюсы и минусы путешествий по России на автокемпере и рассказывали, как екатеринбуржец отправился на машине в Дагестан. Мы публиковали захватывающие фотографии из его автопутешествия.