Семь с половиной лет назад на улицах Екатеринбурга появились первые паркоматы, но приносить деньги в бюджет города они так и не начали. Мэрия не смогла договориться с ГИБДД о механизме штрафов, и водители, поняв, что за неоплату парковки их никто не накажет, решили эту систему просто игнорировать.
Все эти годы паркоматы, которые прозвали бесполезными, стояли мертвым грузом. Внимание к ним проявляли лишь налоговики, когда опечатывали устройства из-за того, что они не выдавали чеки, и Роспотребнадзор — он оштрафовал мэрию за то, что паркоматы не принимали наличку.
И вот, наконец, власти заявили, что устранили все пробелы в законодательстве и готовы начать пополнять бюджет за счет таксы за стоянку (30 рублей в час) и штрафов (1000 рублей). В год парковки должны приносить больше 300 миллионов рублей.
А мы пока посмотрели, сколько бюджет Екатеринбурга уже потратил на паркоматы, их содержание, обслуживание, уборку и т.д.
Контракты на поставку паркоматов и всё, что связано с их обслуживанием, заключает муниципальное бюджетное учреждение «Городская служба автопарковок». Первый тендер на обустройство парковочной системы МБУ разместило еще в 2013 году. Всего на покупку паркоматов и их установку в 2013–2015 годах потратили 56 миллионов рублей, основной поставщик — московское ООО «НТЦ Измеритель».
Все эти годы чиновники заботились об уборке территории условно платных парковок. С 2014 по 2018 год заключено 10 контрактов в общей сложности на 31,9 млн рублей, четыре из них получил ИП Кладов Николай Иванович (10,8 млн рублей).
ИП Кладов и две его компании с одинаковым названием «Платинастрой» также получают в Свердловской области подряды на снос зданий, благоустройство территорий, вывоз снега. «Платинастрой», в частности, занялась реконструкцией сквера на Опалихинской, против которой протестуют местные жители.
На обслуживание паркоматов из бюджета потратили 21,4 млн рублей. Это контракты на информационно-справочное обслуживание, работу call-центра (да-да) и информационно-сервисное обслуживание автоматизированной информационной системы «Единое городское парковочное пространство». Пять из десяти контрактов (13,8 млн рублей) получило ООО «Смарт-Сити» из Белгорода. Еще три на 7,1 млн достались белгородскому ООО «Фабрика информационных технологий».
На техприсоединение парковок к электричеству в 2015 году город потратил 11,4 млн рублей, было заключено 25 контрактов с «Екатеринбургской электросетевой компанией».
С 2014 по 2018 год «Городская служба автопарковок» разыграла одиннадцать контрактов на услуги по нанесению и обновлению разметки, установке и замене дорожных знаков и табличек в общей сложности на 6,9 млн рублей. Три достались ООО «Дороги Урала» (1,2 млн рублей), еще один — аффилированному с ним ООО «Стройпрайд» (154 тысячи рублей).
Эквайринг отдали «Газпромбанку» — с 2014 по 2020 год заключено восемь контрактов на проведение безналичных платежей через паркоматы на 5,3 млн рублей.
4,7 млн выделили на покупку чековой ленты для паркоматов и закупку запчастей. И самая маленькая статья расходов — рекламная кампания работы платных парковок. В 2014 году на печать листовок отдали 285 тысяч рублей.
В общей сложности за семь с лишним лет на платные парковки потратили 138 миллионов рублей.
Впрочем, планы у мэрии на платные парковки грандиозные. Там считают, что при 12-часовом режиме работы система сможет приносить городу 341 миллион рублей в год.
Пока же таких результатов не было даже близко. В пилотный 2014 год паркоматы ежемесячно пополняли городской бюджет на полмиллиона рублей. В итоге 17 устройств за семь месяцев принесли около 2,6 млн рублей.
В 2015 году в городе выросло число платных мест, а также собранная сумма — до 11,5 миллиона рублей. Средняя продолжительность одной платной парковки водителя составила 1,5 часа, а ее средняя стоимость — 44 рубля.
В 2017 году администрация признала, что от паркоматов больше убытков, чем пользы: 8 миллионов рублей прибыли против 28 миллионов расходов.