Многострадальная система платных парковок наконец-то заработает в Екатеринбурге, а за неоплату теперь будут нещадно штрафовать. Вице-мэр Алексей Бубнов обещает, что всё это случится к сентябрю. Скоро увидим. Но стоит напомнить, что разговоры о том, что вот-вот всё заработает, ведутся аж с 2018 года. На данный момент оплата парковки факультативна.
Александр Свалухин, руководитель екатеринбургского отделения фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» написал колонку, в которой напоминает о проблемах, преследующих платную парковку в Екатеринбурге; разъясняет, почему город и горожане выиграют от того, что плата за парковку наконец-то станет обязательной, затрагивает вопрос концессии городской парковочной системы.
Очень долгий путь
Екатеринбург к внедрению платной парковки идет с 2014 года. Но каждый раз что-то случается и процесс останавливается. В основном все проблемы из-за несовершенства законодательства и неналаженного взаимодействия органов власти. В 2015 году налоговая служба опечатывала паркоматы из-за того, что они не выдавали чеки. В 2016 году мэрию штрафовали за то, что паркоматы не принимают наличные.
В том же году новое подразделение областного минтранса безуспешно пыталось получить доступ к базе МВД, чтобы выписывать штрафы нарушителям парковки. В 2018 году изменился закон «О полиции», но регламент взаимодействия с ГИБДД не составили. В том же году был принят областной закон, запрещающий создание парковок возле детских и спортивных объектов, больниц, организаций культуры, зданий органов власти и мест, где оказывают государственные и муниципальные услуги. В августе 2020 года прежний глава города Александр Высокинский анонсировал изменения областного КоАП по поводу платных парковок и рассказал о передаче парковок из областной собственности в муниципальную.
9 августа 2021 года вице-мэр Алексей Бубнов сообщил о том, что необходимые изменения в 52-й областной закон наконец-то внесены: появились полномочия у административной комиссии, а штрафы теперь можно взимать на основании автоматической фиксации.
Выглядит так, словно все условия для наведения порядка с парковкой созданы. Но есть ли гарантия, что не случится очередной виток с оспариванием штрафов и противоречиями между областным и федеральным законодательством.
Нет ничего бесплатного
Всякий раз, когда заходит речь о платной парковке, начинаются разговоры про транспортный налог, акцизы на бензин и «плату за воздух». Тут сразу стоит сказать, что транспортный налог не покрывает и половины всех затрат на строительство инфраструктуры для автомобилей, а топливные акцизы идут на поддержку российского автопрома.
Наличие машины, оплата налогов и акцизов не дает автомобилистам права на бесплатное пользование городской землей для складирования на улицах их личного имущества. Так что заявления про «плату за воздух» тоже неубедительны.
«Платная парковка — это как краткосрочная аренда очень дорогой городской земли для временного размещения вашего личного имущества — автомобиля»
Это плата за возможность поставить машину максимально близко к нужному вам месту. И не более!
Разумеется, об охране припаркованного на улице автомобиля тоже не может идти речи. Но можно говорить об организации перехватывающих парковок возле конечных станций метро и транспортно-пересадочных узлов. В Москве такими парковками можно воспользоваться бесплатно, если совершить не менее 2 поездок на метро, МЦК или МЦД.
Автомобили в таком количестве, как сейчас, городу точно не нужны: занимают слишком много места, шумят, портят воздух, убивают и калечат людей, портят газоны, шлифуют асфальт шипами до пыли и грязи.
На строительство и поддержание автомобильной инфраструктуры из бюджета выделяются миллиарды рублей. Пока все это делается по инерции и не без участия дорожно-строительного лобби. Но ситуация будет меняться, а городские приоритеты будут пересматриваться. Работающая платная парковка — правильный шаг в этом направлении.
Неочевидное удобство для автомобилистов
Сейчас платная парковка факультативна и больше всего неудобств испытывают автомобилисты, которым нужно припарковаться на 30–60 минут. Они готовы заплатить 30 рублей, но места в центре все заняты теми, кто приехал к 9:00 и бросил свою машину на весь день до 18:00. Пока нет штрафов за неоплату, парковка происходит по принципу «кто первый встал — того и тапки».
Те, кому нужно встать ненадолго, вынуждены тратить время, накручивая круги в поисках свободных мест, или парковаться вторым рядом, нарушая правила. Реально работающая платная парковка должна исправить эту несправедливость. Это единственный способ навести порядок. Те, кому очень нужно припарковаться, смогут всегда найти свободное место, спокойно оплатить парковку и пойти по своим делам.
Справедливая стоимость часа парковки
Сейчас в Екатеринбурге стоимость парковки составляет 30 рублей в час (круглосуточно). Остановка на 10 минут не требует оплаты. Штраф за неоплату — от 1000 до 3000 рублей. Эти тарифы были установлены семь лет назад. Очевидно, что они будут пересматриваться.
При выборе новой стоимости часа нужно отталкиваться от такого понятия, как «оборачиваемость парковочных мест». Поэтому стоимость не должна быть слишком низкой, позволяющей недорого оставлять машину на платной парковке на целый день. Не должна быть она и слишком высокой — тогда платной парковкой никто не станет пользоваться.
«Считается, что оптимальная стоимость часа должна быть такой, чтобы 10% парковочных мест всегда были свободны»
Платная парковка должна стимулировать водителей поскорее делать свои дела и уезжать, освобождая парковочное место для других желающих.
Также должна варьироваться стоимость парковки в зависимости от зон. На не очень загруженных улицах, где много парковочных мест, она может быть дешевле. А там, где парковочные места в дефиците, парковка должна быть дороже. В некоторых местах она может быть еще дороже — высокая стоимость в таком случае несет заградительную функцию. Это могут быть места в центре, где приоритет у машин резидентов и каршеринга. Стоит сказать, что, увеличивая стоимость парковки, городские власти должны предлагать горожанам альтернативу в виде быстрого комфортного общественного транспорта, развитой инфраструктуры для движения на велосипедах и самокатах.
Выгоды для города и горожан
Алексей Бубнов называет сумму в 341 миллион рублей в год. Ожидается, что столько денег городу будет приносить платная парковка. Их можно будет тратить на транспорт и благоустройство. Большие деньги, которые позволят качественно улучшить город. Например, на эти средства можно купить 12 новых троллейбусов «Адмирал», которые недавно показывали на «Иннопроме». (Каждый такой троллейбус стоит 27 миллионов рублей.)
Или можно купить более 14 000 крупных саженцев лип для озеленения города. (По 24 000 рублей за дерево.) Или же можно защитить от хамской парковки все городские газоны и тротуары специальными антипарковочными столбиками, построить новые тротуары, провести освещение на темных улицах.
Идет подготовка к концессии?
Тем не менее может оказаться так, что не все заработанные на платной парковке деньги пойдут в городской бюджет. На официальном портале Екатеринбурга размещена информация о стратегическом проекте «Центр эффективных инвестиций». Авторы документа пишут, что развитие города замедляется дефицитом бюджетных средств и что сегодня в России широкое распространение получают механизмы государственно-частного партнерства.
Инвесторам предлагается 35 площадок, одна из которых — «Система платных парковок города Екатеринбурга (создание и эксплуатация)». Формой реализации проекта выбрана концессия. Это означает, что компания-концессионер наладит систему и будет ее эксплуатировать, забирая себе все денежные поступления. При этом городской бюджет будет получать от концессионера регулярные платежи.
Концессия — одна из современных форм государственно-частного партнерства, которая может оказаться более эффективной и технологичной. Однако при выборе такой формы очень важно, чтобы размер платежей от концессионера в бюджет был адекватным и выгодным городу. Известно, что «УГМК-Телеком» уже давно проявляет интерес к системе платных парковок Екатеринбурга. Мы обязательно продолжим следить за этой интересной и важной для города темой.
Согласны с автором?