Нынешним летом мэрию Екатеринбурга критиковали и многочисленные автовладельцы, и те, кто привык ездить на общественном транспорте. Водители с весны встали в большие пробки из-за дорожных ремонтов, а для пассажиров автобусов стало немалым шоком масштабное изменение нумерации городских маршрутов. Об этих и других проблемах мы поговорили с заместителем мэра по транспорту и дорогам Алексеем Бубновым.
— Прошел месяц после громкой истории со сменой нумерации городских маршрутов. Изменения затронули одновременно больше двух десятков рейсов. Было много критики со стороны горожан, запутавшихся в автобусах. Как, на ваш взгляд, прошла эта реформа?
— Это все-таки не реформа, а меры по улучшению транспортного обслуживания. Мы убрали дублирование номеров (например, 19 и 019. — Прим. ред.). В целом всё прошло спокойно, но были и проблемы с информированием. За месяц до изменений мы развешивали листки с информацией в транспорте и на остановках, но нашлись те, кто любит оторвать или испортить объявления.
— Будет ли вторая волна изменения номеров?
— У нас есть план по полному введению сквозной нумерации. Это мировая практика. Изменить все номера в один момент было невозможно, потому что в этом случае пассажиры бы точно запутались. Но мы вернемся к этому вопросу через полтора года, когда закончатся действующие контракты. Так что новый ориентир — это 2023 год.
— Как будете доносить это до населения? Люди снова могут быть недовольны.
— Есть вариант сделать СМС-рассылку с информированием. Но это недешево. Возможно, мы сможем договориться с операторами сотовой связи, чтобы проинформировать людей бесплатно.
— Поменялось ли что-то от изменений маршрутов? Многие автобусные рейсы стали более протяженными. Другие, наоборот, полностью отменили.
— Серьезно возросло число пассажиров на ряде муниципальных маршрутов, это № 24, 58 и 59. Показатели теперь лучше на 15%, несмотря на сезон отпусков. Ближе к осени мы ждем рост на пассажирских перевозках на 20%. Маршруты стали более удобными для горожан. В качестве примера могу привести новый троллейбус № 33, который создали, упразднив более короткие рейсы № 13 и № 16.
— Каких изменений маршрутов еще ожидать в ближайшее время?
— Мы сейчас анализируем, как изменить автобус № 01, поскольку необходимо связать дополнительным транспортом поселок Кольцово и центр города.
— В Екатеринбурге в этом году впервые заработали стационарные валидаторы в общественном транспорте. Как в дальнейшем будет развиваться система бескондукторной оплаты?
— С началом пандемии ситуация с кондукторами усугубилась. У Гортранса возникла острая нехватка персонала. Кондукторов сегодня, во-первых, тяжело найти, а во-вторых, в условиях пандемии такая работа — это лишний риск.
В перспективе стационарные валидаторы обязательно будут на всех видах общественного транспорта Екатеринбурга, в том числе — в трамваях и троллейбусах. Мы сейчас прорабатываем варианты, как их приобрести. Уже есть предложения от отечественных производителей, их валидаторы дешевле (устройства, которые установлены в автобусах Екатеринбурга, произведены в Чехии. — Прим. ред.). Но в целом закупка валидаторов связана с серьезными финансовыми вложениями. Будь в бюджете достаточно средств, мы бы приобрели эту технику для всего городского транспорта хоть завтра.
Автобусы из новой партии, которые поступят в город по нацпроекту в 2021 году, будут укомплектованы валидаторами. То есть 57 машин у нас уже работают по бескондукторной системе, и к ним добавятся еще 60.
— Какие направления будут обслуживать новые газовые НеФАЗы которые поступят осенью 2021 года?
— Были выбраны три муниципальных маршрута № 24, 28 и 61.
— Что вы думаете о проекте развития городской электрички, которую у нас любят называть «наземным метро»?
— По сути у нас уже есть готовая железнодорожная инфраструктура. Единственное, чего не хватает — это регулярности рейсов, чтобы появилась постоянная загрузка. В Нижнем Новгороде, например, после снижения тарифа на электрички пассажиропоток вырос настолько, что бюджет перестал делать дотации на перевозки. Система городской электрички вышла на самоокупаемость. А ведь в Нижнем Новгороде железнодорожная инфраструктура развита гораздо меньше, чем вокруг Екатеринбурга! Мы уверены, и все расчеты это показывают, что как только городская электричка вокруг города начнет работать, пассажиры начнут пересаживаться на нее.
У РЖД в настоящее время есть средства для реализации таких больших проектов. Екатеринбург может стать вторым городом после Москвы (там действует МЦК — Московское центральное кольцо), где начнет курсировать кольцевая электричка. Не забывайте, что «наземное метро» может соединить Екатеринбург и с городами-спутниками. Планируется создать пересадочные узлы — к примеру, это будет железнодорожный вокзал и метро «Уральская», а также Ботаника, где есть метро и строится «Золотой автовокзал».
— В этом году поставили на ремонт Блюхеровский мост и путепровод на Луганской. Тем, кто ездит через восточную часть города, это, мягко говоря, не понравилось. Со стороны Березовского и Кольцовского тракта в часы пик по-прежнему сохраняются большие пробки.
— Не забывайте, что впереди у нас реконструкция развязки возле «Калины». Уже осенью строители начнут вынос сетей. Активная фаза строительства начнется в 2022 году и продлится несколько лет. Поэтому городу нужно было обязательно отремонтировать мосты до начала этой масштабной работы. Так, в 2019-м ремонт прошел на Малышевском мосту. А в 2021-м подошла очередь мостов на Блюхера и развязки на Луганской. Без их ремонта к развязке на «Калине» невозможно было бы приступить, иначе город бы просто встал.
Напомним, что все новости о дорогах и транспорте мы собираем в специальной рубрике.