Считанные месяцы остаются до начала строительных работ по прокладке трамвайной ветки в Академический. Город ждал этого момента 13 лет. После праздничной церемонии открытия символических рельс, на которую приехали федеральный министр, полпред и целых три мэра разных лет, горожан заверили: дескать, теперь-то стройка обязательно закипит.
«Золотые» рельсы
Но экономическая реальность и торжественные речи — это разные вещи. Перед проектировщиками и строителями стоит множество сложных задач. Муниципальный контракт стоимостью 2,7 миллиарда рублей, напомним, выиграла строительная компания «Трест Уралтрансспецстрой». Предприятие в Екатеринбурге известное. Именно «Уралтрансспецстрой» в Екатеринбурге занимался строительством участков улиц Чкалова, Амундсена и Вильгельма де Геннина. Ремонтировал Серовский и Кольцовский тракты. Строил развязку на ЕКАД и многое другое. Но, по данным источников E1.RU, обустройство новой трамвайной ветки точно не станет для специалистов треста легкой прогулкой.
По информации инсайдеров, на предприятии заинтересованы как можно быстрее получить значительные объемы финансирования под строительство ветки. Деньги (сразу из трех бюджетов) изначально распределили по годам — с 2021 по 2024 годы. Но если форсировать вопрос с выделением средств, то строить будет выгоднее. Проблема в том, что трамвайная ветка — это рельсы, а стальные рельсы нынче стоят немалых денег.
— У нас есть такой фактор, как подорожание металла. Если получится ускорить финансирование и получить его сейчас, а это сотни миллионов рублей, то все средства сразу же направят на закупку рельсов. В противном случае можно будет не вписаться в выделенный бюджет, поскольку ситуация на рынках мало прогнозируемая, — рассказал собеседник, знакомый с ситуацией.
Цены металла (и изделий из них) на рынке действительно растут. В 2021 году это нормальное явление. По словам аналитика финансовой группы ГК «Финам» Алексея Калачева, после коронавирусного кризиса подорожало всё сырье:
— В цене взлетели не только металлы, но и полимеры, древесина и так далее, — отметил Алексей Калачев.
«Рост цен вызван восстановлением динамики деловой активности в мире и отложенным спросом из-за коронавирусных ограничений»
В развитых странах были ограничены производства, поэтому сегодня мы наблюдаем колоссальную накачку (деньгами. — Прим. ред.) экономик развитых стран. Там есть платежеспособный спрос, а многие наши производители являются и крупными экспортерами в том числе. Поэтому эти цены транслируются и здесь на российском рынке, — сказал эксперт.
По словам Калачева, растущие цены на металлы — это еще не конец света, поскольку нынешние расценки подпитаны финансовой ликвидностью и рыночным дефицитом. Но за любым пиком может последовать и спад.
— Сейчас цены поднялись, поэтому при реализации подрядов логично возникает проблема у строителей. Особенно там, где были утверждены и заранее выделены бюджеты, — говорит эксперт. — Пересматривать суммы сложно. Приходится искать какие-то дополнительные средства. Но российское правительство, конечно, спорит с металлургами по поводу этих цен. Производители идут навстречу в плане скидок и рассрочек, если речь идет о государственных заказах и нацпроектах. Те же ММК и «Северсталь» объявляли ранее о готовности поставок по госзаказам на льготных условиях. Я думаю, что у частных подрядчиков есть возможность договариваться с производителями о снижении цен.
Где начнутся раскопки?
Самое вероятное, работы по обустройству новой линии начнутся на кольце Серафимы Дерябиной — Объездной. Источники в строительной сфере объясняют это тем, что в 2018 году «Трест Уралтрансспецстрой» уже делал там реконструкцию дороги.
— Начинать надо там, где известно расположение сетей, чтобы ничего не порвать и не повредить. На кольце и территории вокруг него всё давно разведано во время перестройки дороги, — рассказал собеседник E1.RU. — Совсем другая картина на Серафимы Дерябиной в направлении центра. Там придется долго возиться, поскольку сетей очень много. Поэтому ветку планируется начать, скажем так, с середины.
Всем хочется побыстрее
В Екатеринбурге строительство ветки в Академический уже воспринимается как некий перезревший проект. За 13 лет выросли новые кварталы, школы и садики. Академический получил статус полноценного 8-го района города, а трамвайную линию так и не получил. В этом контексте понятно желание городских властей поскорее завершить стройку. По словам мэра Алексея Орлова, вагоны могут поехать не в 2024 году, а уже в 2023-м.
— Надежда вовсе не забрезжила, — отметил мэр в интервью E1.RU. — Я отдельную благодарность министру (Иреку Файзуллину. — Прим. ред.) выразил за визит. То, что эта символическая закладка рельс произошла в его присутствии, а также полпреда, говорит о том, что федерация этот проект поддерживает.
«Мы уже заключили муниципальный контракт, ведется разработка рабочей документации. Необходимо учесть очень многие нюансы»
Напомним, что длина ветки в Академический составит 4,4 километра, на ней будет 14 остановок. После постройки линии она будет передана в концессию. По словам мэра Екатеринбурга, для обслуживания новой ветки лучше всего подойдут трехсекционные вагоны.
Также стало известно о планах по дальнейшему развитию линии. Рельсы протянут до Широкой Речки, где построят депо. Другое ответвление ветки пройдет по широкому проспекту Сахарова.