Экс-директор компании «Город.PRO» (среди прочего разрабатывавшей новую маршрутную схему) Лариса Бузунова вот уже несколько лет живет и работает в Москве. Недавно она вернулась в Екатеринбург и решила проверить, что изменилось в сфере общественного транспорта уральской столицы за половину десятилетия. Ее вывод оказался неутешительным. Власти города по-прежнему не замечают или не хотят замечать транспортных проблем. При этом речь идет вовсе не про удаленные территории, где минимум жителей, а про быстро развивающиеся густонаселенные районы.
Вместе с Ларисой мы провели полтора часа в битком набитых пазиках и «Богданах», проехавшись по двум маршрутам — № 019 и 45 (в популярный 012-й из-за давки не удалось залезть). И такая ситуация наблюдается в сезон низкого пассажиропотока, когда школьники и студенты на каникулах, а многие из горожан на время отпуска улетели в дальние края. Давка в транспорте происходит на фоне третьей волны эпидемии коронавирусной инфекции, когда людей призывают соблюдать дистанцию.
Давки в Академическом
С зимы 2020 года много жалоб обрушилось на перевозчиков Академического. Горожане устали ездить в тесных автобусах. Кроме того, у транспортных фирм обнаружилась острая нехватка водителей. Итог — ежедневные давки. Скандал дошел до губернатора. В транспортном комитете обещали все исправить. Но спустя полгода, по словам жителей района, все осталось на своих местах. Наш вояж с Ларисой Бузуновой это только подтвердил. К примеру, на маршруте № 012 (связывает Академический с центром города) добавили несколько больших автобусов. Но основную часть подвижного состава по-прежнему представляют небольшие машины.
По маршруту чаще всего ходят те самые пазики, в которые в часы пик невозможно влезть, не обладая достаточной физической силой. Но проблема, по мнению Бузуновой, не только во вместимости машин.
— У меня здесь бабушка живет с двоюродной сестрой, и я не так давно посмотрела вечером две серии сериала «Доктор Хаус», пока из центра доехала до Академического, — рассказала Бузунова. — Автобус не идет из центра прямым путем, а делает кучу остановок на Юго-Западе, петляет. Прибываешь в Академический, собирая все пробки. Район стремительно застраивается, но проблема не решается.
«Уже сейчас нужны решения властей, которые помогут людям, живущим в Академическом. В район невозможно ездить, это неуважение к налогоплательщикам»
По мнению Бузуновой, мэрия Екатеринбурга вполне в состоянии принимать оперативные и незатратные решения. Один из вариантов — пустить в час пик из Академического автобусы большой вместимости, которые будут быстро вывозить людей в центр города. По схожей схеме сегодня, например, работает обновленный маршрут № 24, который связывает с центром Компрессорный и Широкую Речку.
— Будь моя воля, я посадила бы Орлова, Высокинского, Бубнова и других чиновников в «Богданы» и на пазики, и, пока не сделают удобный общественный транспорт, чтобы они только на них и передвигались, — подчеркнула Бузунова.
«Новые дома сдаются пачками, а люди ездят в совершенно скотских условиях. Мне искренне тяжело на все это смотреть, не видеть развития города»
Бескондукторная оплата проезда
А вот установка стационарных валидаторов, которую начали весной этого года, по мнению Ларисы Бузуновой, очень хорошая идея.
— Когда я переехала в Москву, там водители продавали билеты. Сейчас там либо карта «Тройка» (пополняемая транспортная карта), либо безналичный расчет. В Европе говорят о том, что дешевле, когда люди ездят зайцем, чем содержать армию кондукторов, которые стоят в каждом транспортном средстве. А вот история с изменением нумерации маршрутов ничего не даст. Из двадцати автобусов у пятнадцати просто меняют цифру.
Автобусы до больниц
Этот вопрос для Ларисы Бузуновой наболевший. Некоторое время назад у нее диагностировали онкозаболевание. Пришлось срочно лечиться. И тогда же она выяснила, что в Екатеринбурге просто не дождешься транспорта до Областного онкологического центра. А ведь больниц в городе очень много, и это объекты, к которым обязательно должны быть проложены удобные маршруты.
— Когда я приехала (в онкоцентр. — Прим. ред.), мне нужно было проходить контрольное обследование после лечения, — рассказала Бузунова. — И я ужаснулась тому количеству народа, которое приезжало. Даже по утрам была забита вся парковка. Человеку, который получает лечение, например химиотерапию или операцию, нужно быстро добраться от медучреждения до дома. У него может быть слабость или тошнота. А мы имеем возле онкоцентра только «Богдан», который ходит непонятно когда. Пациенты вынуждены сидеть и ждать, когда этот несчастный автобус наконец-то подъедет. Нужен отдельный автобус для госпиталя ветеранов и онкоцентра. И он должен ходить раз в десять минут.
Реформа так и осталась на бумаге
По мнению Ларисы Бузуновой, транспортная реформа в Екатеринбурге уже просто перезрела. Прошлой осенью мэрия анонсировала глобальные изменения в будущей маршрутной сети. Но с того времени мало что изменилось. Единственным рывком можно считать приобретение в лизинг новых газовых автобусов (осенью 2021 года поступит еще одна партия машин). Но если мегаполис хочет остаться городом-миллионником и деловым центром, транспорт нужно развивать повсеместно. Власти то и дело рассказывают о закупке новых трамваев и троллейбусов, о строительстве новых трамвайных веток. Но все это, за небольшими исключениями, по-прежнему остается на бумаге и на словах.
— Пока мы наблюдаем картину, как меняется город, меняется жизнь, при этом вся маршрутная сеть будто сделана не для людей, — подытожила Лариса Бузунова.
Вы согласны с Ларисой Бузуновой?
Напомним, ранее в Екатеринбурге состоялась торжественная церемония закладки первых рельсов будущей трамвайной ветки в Академический. Этого события город ждал тринадцать лет. Строительные работы начнутся в лучшем случае осенью 2021 года и закончатся в 2024-м. Еще один долгострой — трамвайная ветка в Верхнюю Пышму — должен быть готов к сентябрю.