Накануне вице-мэр Алексей Бубнов поддержал предложение владельцев кикшеринговых компаний о рекомендательной разметке тротуаров в центре Екатеринбурга. Бизнесмены готовы за свой счет нанести на самых востребованных среди самокатчиков участках разметку, чтобы развести потоки своих клиентов и пешеходов.
Команда «Городских проектов» Ильи Варламова и Максима Каца в Екатеринбурге изучила тротуары уральской столицы и назвала основные причины тесноты. Самокатчиков среди них нет.
Вице-мэр Алексей Бубнов предупреждает, что эта мера — нанесение разметки на тротуарах — будет неэффективна. Наша команда согласна с Алексеем Бубновым: эта мера — не панацея, ведь проблема шире и участников конфликта больше. Зачастую для движения горожанам доступна лишь небольшая часть пространства между фасадом здания и проезжей частью. Что же занимает остальное место и насколько это законно?
1. Ларьки
В Екатеринбурге более полутора тысяч ларьков установлено незаконно. Ежегодно мэрия сносит около трехсот объектов нестационарной торговли, но кардинально ситуация в городе не меняется. Киоски стоят на тротуарах, газонах и даже клумбах. «Загадили всё», — так губернатор Куйвашев охарактеризовал ситуации с ларьком около Литературного квартала.
Даже легальные киоски могут доставлять массу неудобств. Например, возле дома Белинского,141а выстроена целая линия ларьков посередине пространства от фасада до проезжей части. В итоге от 13 метров для передвижения остается менее трех метров. Остальное пространство используется очень неэффективно. Оно негласно отдано под ларьки, уличные холодильники, нелегальную торговлю и перпендикулярную парковку. Утром и вечером, когда горожане спешат по делам, здесь тесно даже пешеходам. Неудивительно, что в этом месте будут возникать конфликты между пешеходами и пользователями СИМ (средств индивидуальной мобильности. — Прим. ред.).
2. Нелегальные парковки
Кроме того, часть пространства, по которому могли бы передвигаться горожане, занимает нелегальная парковка. Создатель проекта «Украденный Екатеринбург» Дмитрий Кречетов рассказал, что за полгода в Екатеринбурге удалось найти более миллиона квадратных метров земли, занятой нелегально. Особенно остро эта проблема чувствуется в центре города, где пространства всегда не хватает.
Например, около здания на Куйбышева, 75 пешеходам отводится узкий тротуар вдоль проезжей части, а все остальное пространство до фасада здания занимает парковка, доступ к которой ограничен шлагбаумом. При этом часть парковки располагается на муниципальной земле.
Проблема появилась не вчера, на «Яндекс.Панорамах» видно, что этот участок был захвачен более 10 лет назад. Осенью 2020 года Земельный комитет города Екатеринбурга зафиксировал это нарушение и направил материалы в МВД. К сожалению, проблема в этом месте пока не решена.
В центре 1,5-миллионного города для движения пешеходов и пользователей СИМ доступна лишь десятая часть пространства от фасада до проезжей части. Неудивительно, что в этом месте возникают конфликты.
3. Парковки на тротуаре
Не лучше обстоит ситуация с парковкой на тротуаре. По словам урбаниста Александра Багно, в Екатеринбурге почти восемьсот мест, где водители систематически бросают машины на тротуарах вопреки правилам дорожного движения. Автомобили мешают горожанам передвигаться и делают прогулки по городу менее комфортными и безопасными.
Яркий тому пример тротуар у остановки «Дом Кино». Меньше десяти автомобилей, припаркованных в нарушении ПДД, доставляют неудобства тысячам горожан.
«Пешеходы и велосипедисты вынуждены протискиваться между автомобилями и лестницей. Неудивительно, что в этой тесноте будут возникать конфликты»
За последние несколько лет ситуация только ухудшается. ГИБДД признаёт факт нарушения, но серьезных усилий для пресечения такой парковки не прилагает. После изменения схемы эвакуации в 2019 году, увозить машины стали в 10 раз реже, около десяти машин в сутки. Для полуторамиллионного города это означает, что нарушителям ничего не грозит, кроме общественного порицания. Даже новая штрафстоянка на 150 мест проблему не решает.
4. Заборы
На тротуарах есть еще один тип объектов, который занимает не очень много места, но создает массу проблем — это «заборы» или «перильные пешеходные ограждения». В 2020 году были приняты поправки к ГОСТ, которые позволяют избежать установки новых ограждений или демонтировать установленные ранее, однако мэрия не использует эту возможность и продолжает устанавливать, мыть, красить и ремонтировать заборы, на что ежегодно тратятся десятки миллионов рублей.
Такие заборы заужают или полностью перекрывают выход на проезжую часть. Порой доходит до абсурда. Так на перекрестке Циолковского-Союзная забором перегорожена велодорожка, одна из тех, где планируется обновление разметки. В таких местах необходимо делать велопереезды. Неудивительно, что все велосипедисты, самокатчики и другие пользователи СИМ здесь двигаются по тротуару.
Вывод
Из-за нелегального и нерационального использования пространства пешеходы и самокатчики вынуждены делить между собой лишь небольшую долю пространства от фасада до проезжей части. Искусственно созданная теснота — это одна из причин конфликтов. Это спор, где с одной стороны пешеходы и пользователи СИМ, а с другой — нелегальные ларьки, парковки, автохамы и плохое благоустройство.
Решить эту проблему можно за счет более эффективного использования уличного пространства и создания велоинфраструктуры: сезонных велополос на проезжей части, капитальных велодорожек и велопереездов. Но самое главное — взаимное уважение и требование от городских властей создания комфортной городской среды. Это касается всех, кто перемещается по тротуарам.
Взрывной рост количества самокатов и других СИМ — это ответная реакция на текущее состояние транспортной системы Екатеринбурга. Существующая инфраструктура не предлагает удобного, доступного и быстрого способа передвижения в 1,5-миллионном мегаполисе. Городские власти должны поддержать этот мощный положительный тренд: создать инфраструктуру и все условия для комфортного перемещения самокатчиков и велосипедистов.
Согласны с автором?
В Екатеринбурге работают уже три кикшеринговые компании. Мы поговорили с владельцем проката самокатов о том, насколько выгодно открывать такой бизнес на Урале, где по шесть месяцев в году лежит снег. Сервисы кикшеринга снизили скорость своей техники до 15 километров в час на Плотинке и в парках, но, по словам вице-мэра, этого недостаточно.
Ранее министр транспорта Свердловской области Василий Старков говорил, что самокаты надо признать транспортом на законодательном уровне — только это поможет решить проблему.