Температурные рекорды этого лета стали настоящим испытанием для городского транспорта и всех, кто им пользуется. Мы решили проверить, справляется ли система климат-контроля в новых автобусах, которые город закупил в 2020-м. Месяц назад мы рассказывали о том, что Гортранс приглашал специалистов из Татарстана для настройки оборудования. Но прокатиться с ветерком у корреспондента не получилось.
Екатеринбург, тридцатиградусная жара, солнце и не думает ослаблять обороты. Люди на остановке вытирают с себя литры пота, теряя рассудок и сознание. К ним движется блестящий автобус, зеленый, как передвижной оазис в пустыне. И, предвкушая комфортную прохладу, пассажиры вваливаются в самый настоящий газенваген, в котором нет и толики даже если не прохладного, то хотя бы свежего воздуха. Закономерно начинают открывать все форточки, с ужасом глядя на табло, которое показывает, что в салоне +43(!) градуса. Ну хоть честно.
— Я слышала, что люди в обморок от жары падают. Это просто издевательство какое-то. Единственное отличие этих автобусов от старых, что хоть место какое-то есть, велик затащить можно. А так — от нас еще маски требуют в этой жаре носить. Как они это себе представляют? — рассуждает 29-летняя Екатерина, воспитательница в детском саду.
К слову, в салоне масок никто не надевал. Максимум использовали как тряпочку, чтобы протирать лоб. Каждый попутчик вторит Екатерине. Очевидно, это невыносимые условия, с которыми необходимо что-то делать. Как так вышло, что ни в одном новом автобусе не работает ни один кондиционер?
В надежде получить ответ я доехал до вокзала и стал вылавливать водителей, которые отдыхали на конечной.
— Я сейчас включил кондиционер, и нормально работает. Никто не жалуется. Я не жалуюсь, — говорит один из водителей.
Как так? Неужели правда? Неужели кто-то всё же разобрался, как их включать? Захожу в салон, но там всё, как и везде. Смотрю на табло: +42. Недоумеваю.
—Так где включили-то? Вон у вас показывает, что жара. Вам нормально в такой духоте ездить?
— А это… Это реклама.
— Реклама?
— Это неправда всё. Всё работает. Всё дует. Я всё включаю, мне нормально, прохладно. Ничего не знаю.
Кажется, я понял. Водители сидят в своих кабинках, отделенные от простого люда. Может, у них там всё и работает. Вроде это действительно правда: мужчина потом не обливается, лицо не красное, как у всех пассажиров. Хоть водители в комфортных условиях: меньше шансов допустить аварию. Но раз они смогли наладить кондиционеры в одном участке автобуса, почему не наладить везде?
Водитель следующего автобуса, Абдухилол Дусматов, внес хоть какую-то ясность и рассказал мне, что к чему:
— Открывать форточки нельзя! В автобусе всё работает, везде прохладно. Кроме, пожалуй, задней части — там двигатель. Но кондиционеры исправны! Когда я приезжаю на конечную, я всё закрываю. Конечно, времени не так много, воздух не успевает охладиться, и первые же пассажиры первым делом бегут к окнам, чтобы их открыть. Кондиционеры тут же автоматически отключаются, и наступает пекло.
По словам транспортника, кондиционеры при такой работе изнашиваются практически мгновенно: срок жизни компрессора снижается в разы. Для предотвращения преждевременной поломки инженеры вводят функцию автоматического отключения кондиционера. Это позволяет сэкономить огромные суммы на починке техники.
Я поехал на автобусе обратно. По пути поговорил с пенсионеркой Ольгой.
— Водители, собственно, ни при чем. Винить нужно структуры, которые эти кондиционеры починить не могут. Они за них ответственны. Да и что с водителей взять? Как они могут что-то исправить, если ничего изначально не работает? — жалуется пассажирка.
Еще одна пассажирка возмутилась тем, что в транспорте напрочь отсутствует какая-либо система коммуникации. И люди просто не знают, что в автобусах, оборудованных кондиционерами, нельзя открывать окна.
— Так где что написано! Ни плаката, ни объявления, что форточки открывать нельзя. Конечно, люди делают самое очевидное, чтоб спастись от жары. Кто в этом виноват-то? Никакой обратной связи с пассажирами. Нигде нет номера горячей линии транспортной компании. Даже водитель сидит в своей будке, до него никак не докричаться, — жалуется екатеринбурженка.
Кажется, что проблема могла бы решиться простой наклейкой на окне с настоятельным предложением не открывать окна, потому что работает кондиционер. Но такого объявления я нигде не увидел.
Мы обратились за комментарием в Гортранс. Там сообщили, что кондиционеры подключили на всех автобусах, где есть такая опция. Произошло это еще в мае. Однако холодный воздух строго регламентирован правилами. Нельзя вымораживать салоны машин, чтобы не простудить людей. Транспортники допустили, что при такой экстремальной жаре, какая установилась в Екатеринбурге, работа кондиционеров в салонах больших автобусов может быть не слишком заметной.
— Водители сами заинтересованы в том, чтобы кондиционеры работали, потому что у них от этого зависит микроклимат в кабине в том числе, — уточнили в Гортрансе. — Раскаленная машина — это же не комната. Намного сложнее охладить такой объем раскаленного воздуха.
По словам транспортников, они используют нормы СанПиН, которые определяют, какой должна быть температура в салоне в летнее и зимнее время. В настоящее время специалисты Гортранса изучают документацию, чтобы при включении кондиционеров соблюдались эти правила.
А мы верим обещаниям синоптиков и надеемся, что жара скоро отступит и аномальное лето 2021 даст нам небольшую передышку.
С 1 июля поводов для головной боли у пассажиров общественного транспорта в Екатеринбурге стало больше: в городе стартовала та самая транспортная реформа, о которой чиновники говорили последние несколько лет. С 1 июля 24 маршрута поменяли свою нумерацию. Вот здесь вы можете увидеть все изменения в одной картинке. А здесь власти объяснили суть случившихся в городе перемен.