В мае 2020 года екатеринбургский предприниматель и строитель Фарит в одночасье лишился своего кроссовера Nissan X-Trail. Машина была раздавлена рухнувшим на нее пожилым кленом, который попутно свалил еще и березу.
Всё это произошло в ненастный и ветреный день во дворе по проспекту Ленина, 101. Фарит приехал по рабочим делам и оставил автомобиль на парковке. А когда вернулся — оторопел.
— Я отлучился буквально минут на десять, а когда пришел обратно, стволы уже лежали на машине, — рассказал автовладелец. — Nissan пришлось оставить там, на месте происшествия, поскольку оперативно эту тяжесть убрать с него было невозможно. Только на следующий день работники управляющей компании приехали и убрали деревья по частям. А я вызвал эвакуатор и увез то, что осталось от моей машины. Повезло еще, что клен с березой не придавили людей!
Эксперты рассчитали, что восстановить Nissan X-Trail будет стоить 634 тысячи рублей. Фактически — стоимость всего автомобиля. У кроссовера оказался смят кузов, повреждены двигатель и подвеска. Фарит стал готовиться к судебным тяжбам с управляющей компанией. Однако были сомнения, что коммунальщиков привлекут к ответственности, ведь деревья рухнули в ветреный день и повреждения могли списать на капризы погоды.
Дереву пора было на «пенсию»
Фарит обратился к юристам, и они составили исковое заявление. Но перед этим они заручились экспертизой дерева, которую провел доцент кафедры экологии и природопользования Лесотехнического университета. Выяснилось, что раздавивший машину клен достиг возраста 50–60 лет, что весьма солидно для дерева. Но главное — исследования показали, что клен был трухлявым. Его ствол давно был поражен гнилью из-за дереворазрушающих грибов.
— Под воздействием гнили древесина клена становилась легкой и рыхлой, при этом почти полностью теряя способность сопротивляться нагрузкам, — сделал вывод эксперт.
По мнению доцента Лестеха, старый и больной клен давно следовало убрать из двора, поскольку он представлял опасность. Однако на дерево, имеющее критический возраст, никто не обращал внимания.
— Был упущен момент, когда древесина, утратившая остатки прочности и твердости в процессе гнили, перестала удерживать в равновесии собственный вес и вес кроны, что и привело к слому ствола. При этом следует учесть, что наличие ветра и дождя сыграло роль спускового крючка в момент обрушения дерева, но погодные факторы не являлись основными в этом процессе, — отметил эксперт.
Суд начался и закончился
Дело о раздавленном Nissan попало в Кировский районный суд. Ответчиком выступила управляющая компания, на которую были возложены обязанности содержания придомовой территории, где рос трухлявый клен.
Однако долгой судебной тяжбы не случилось: в управляющей компании внезапно предложили Фариту пойти на мировую. Коммунальщики согласились предоставить автовладельцу денежную компенсацию, но попросили снизить размер выплаты. В итоге стороны договорились на сумме в 500 тысяч рублей.
— Это дело было для меня особенным, потому что я проходил мимо и совершенно случайно увидел автовладельца рядом с раздавленной машиной, — рассказал юрист Олег Таратухин, представший интересы Фарита в суде. — У нас установилась практика, что если скорость ветра составляет больше 25 метров в секунду, коммунальные предприятия не несут никакой ответственности за падение деревьев. Однако скорость ветра внутри жилого массива заметно снижается. А инцидент с Nissan произошел как раз внутри закрытого двора.
«В данном случае мы проанализировали и доказали, что дерево было сгнившим внутри»
Олег Таратухин также добавил, что, по его наблюдению, мировые соглашения в таких случаях являются большой редкостью:
— Мы обрадовались предложению пойти на мировую. Да, сумма была снижена, но сам факт досудебного соглашения гарантировал, что автовладелец не останется с разбитым автомобилем.
По словам Фарита, свой Nissan X-Trail он все-таки восстановил, правда, для этого автомобилю пришлось заменить весь кузов. Сам автовладелец признался, что впредь будет внимательнее выбирать место для парковки в ненастную погоду.
Случаи падений деревьев на автомобили и людей происходят в Екатеринбурге и других городах области ежегодно. Чаще всего это происходит во время летних бурь. Очередной разгул стихии произошел в минувшие выходные (при этом погибла одна женщина).
Мы часто пишем про споры автовладельцев, коммунальщиков и дорожников. Например, в Екатеринбурге уже год длится судебная тяжба из-за утопленного в луже Volkswagen Polo.
А в другом случае дальнобойщик похвалил пермских дорожников за то, что те компенсировали ему стоимость разбитого грузовика без суда.