Если бы все обещания чиновников исполнялись в сроки, можно было бы прямо сейчас купить билет на трамвай до Верхней Пышмы и промчаться с ветерком на новом низкопольном вагоне.
Если честно, то мы уже запутались, считая годы, в течение которых нам обещают первую на Урале межмуниципальную трамвайную ветку между Екатеринбургом и его городом-спутником.
Весной 2020 года, стоя на ледяном мартовском ветру, авторы проекта презентовали журналистам 250 метров шпал и ржавых рельсов, которые стали стартом в обустройстве новой линии. Тогда же прозвучали уверенные слова, что к декабрю 2020 года первые вагоны повезут пассажиров. Оглянитесь, и где же они?
Недострой с высоты птичьего полета
В 2018 году наши корреспонденты впервые прошли по трассе будущей линии: от трамвайного кольца на Эльмаше, вдоль стройки будущего Veer Mall и по лесным тропам еще не существующей на тот момент улицы Меридиональной. С тех пор была проделана огромная работа, и кажется, что до появления новой трамвайной магистрали остается буквально один шаг.
Трамвайная линия вроде бы уже и существует, но на многих ее отрезках рельс по-прежнему нет. Ниже на видео можно посмотреть, в каком состоянии находится главный транспортный проект Урала последних лет (по состоянию на лето 2021 года).
Что имеем:
Трамвайное кольцо возле Музея военной техники УГМК и Дворца самбо уже построено, но его благоустройство еще не проведено. Пока это клочок земли с уложенными шпалами, внутри кольца — диспетчерский пункт.
Отсутствует часть линии под путепроводом, проходящим под Успенским проспектом. Вместо рельсов — щебень. Рядом опоры освещения, пока без светильников.
От проспекта Успенского до проспекта Космонавтов линия практически полностью уложена. Но переход от Космонавтов к улице Чуцкаева и далее к Меридиональной — отсутствует. Именно на этом участке у строителей была куча проблем. В частности были утоплены два экскаватора. Не говоря уж о пробках.
Концессия есть, а документа — нет
Как стало известно в мае 2021 года, завершит строительство и будет эксплуатировать ветку столичный «Трансмашхолдинг». Концессия сроком на 10 лет была заключена в приcутствии губернатора Евгения Куйвашева и гендиректора «Трансмашхолдинга» Кирилла Липы. Для обслуживания ветки инвестор приобретет 11 односекционных низкопольных трамваев и построит для них высокотехнологичное депо в Верхней Пышме. Всего в проект будет вложено 1,9 миллиарда рублей.
— На начальном этапе «Трансмашхолдинг» в концессию сразу зашел. Холдинг «Синара» тоже рассматривал вариант, — рассказал подробности вице-губернатор Сергей Швиндт. — Но на стадии финиша остался один только «Трансмашхолдинг», и региональный Минтранс подписал с ним концессию как с единственным исполнителем.
Это мировая практика — объявлять концессии. Это то же самое, когда предприятие берет на аутсорсинг подрядчика для исполнения непрофильной деятельности
У них, представителей «Трансмашхолдинга», есть колоссальный опыт подобных работ в Москве. Они в настоящий момент взяли в столице в концессию целую линию метрополитена. Второй огромный плюс — они являются производителями трамваев. А условия концессии подразумевают поставку, закупку и эксплуатацию новых низкопольных вагонов, — подчеркнул Швиндт.
В том, что касается трамваев, «Трансмашхолдинг» — один из лидеров на российском рынке. Еще в 2016 году «Мосгортранс» заключил с ОАО «Метровагонмаш» («Трансмашхолдинг») контракт на поставку 300 новых трамваев модели 71–931М «Витязь-М». Их производство развернули на базе Тверского вагоностроительного завода. С весны 2017 года на столичные маршруты вышли трамваи нового поколения. Вероятно, подобную технику уже в скором времени можно будет увидеть и в уральской столице.
Переход ветки под опеку москвичей неизбежно вызвал вопросы у свердловчан. В Екатеринбурге есть свой производитель трамваев — завод «Уралтрасмаш» (входит в корпорацию Ростех). Но его вагоны на городских маршрутах Екатеринбурга в лучшем случае проходят испытания, а потом отправляются в другие города.
Губернатор Куйвашев сообщил, что финансовая выгода от сотрудничества с «Трансмашхолдингом» будет:
— Существуют конкурсные процедуры, которые и определяют участников того или иного процесса. — объяснил губернатор. — Здесь так же: компания «Верхнепышминский трамвай» участвовала в конкурсе, победила в нем. Заявку могла подать любая российская или иностранная фирма, отвечающая требованиям закона о концессионных соглашениях. При этом, что важно, концессионер (компания «Верхнепышминский трамвай» входит в холдинг «Мовиста Регионы», который, в свою очередь, связан с корпорацией «Трансмашхолдинг») зарегистрирован на территории Свердловской области, следовательно, налоги будут поступать в областной и местные бюджеты, — отметил глава региона.
И еще о концессии: широко распиаренный документ пока не выложен в общий доступ. В департаменте информационной политики нам объяснили, что он обязательно появится, как только пройдет все бюрократические процедуры.
Новый анонсированный срок окончания работ на трамвайной ветке — это третий квартал 2021 года.
Напомним, что соглашение о строительстве трамвайной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой было подписано еще в 2015 году. Договор был заключен между свердловским правительством, мэриями Екатеринбурга и Верхней Пышмы, а также — УГМК. Общая протяженность трамвайной линии составит порядка 17 километров. Планируется, что на ней будет 14 остановок (десять в Екатеринбурге и четыре в Верхней Пышме). Схему их размещения можете посмотреть ниже.
Магистраль протяженностью 8,5 км (из них 5,5 км по Екатеринбургу) позволит пассажирам быстро добираться из Верхней Пышмы в уральскую столицу и обратно. Будущая линия пройдет от трамвайного кольца в микрорайоне Эльмаш по улице Шефской, затем выйдет на новую улицу Меридиональную (параллельно проспекту Космонавтов), далее пройдет в тоннеле под железнодорожным путепроводом, затем вдоль Невьянского тракта с пересечением ЕКАД в сторону Верхней Пышмы.
Время пути между Екатеринбургом и Верхней Пышмой на трамвае составит 20–30 минут. Предполагается, что в сутки этим маршрутом будут пользоваться 11 тысяч человек. Проезд будет стоить от 40 до 50 рублей.