
Водителям и пешеходам всё тяжелее делить пространство в уральской столице. Доказательство тому — очередной конфликт, который произошел возле входа в дендрарий на углу улиц Радищева и Добролюбова, возле полпредства. Молодая мать обвинила женщину-водителя на Toyota RAV4 в том, что та опасно двигалась по тротуару.
— Женщина была на авто, а я — с ребенком, — пожаловалась она в разговоре с корреспондентом E1.RU. — Она въехала туда, где ходят пешеходы.
«У меня ребенок на руках, мы заходим в дендрарий. А она на нас едет!»
Я опешила. Говорю, это что вообще происходит? И дальше мне заявляют, что она директор, ей заехать надо. Я говорю, что здесь вообще-то пешеходы ходят, то есть это не для машин место. Достала телефон и говорю: вы мне как-то прокомментируйте, почему наезд пытались совершить?
В разговоре, который попал на видео, молодая мать обвинила оппонентку в том, что та умышленно пыталась на нее наехать. Та в ответ пыталась объяснить, что приехала в дендрарий для покупки рассады. Но аргументы обеих утонули в сумбурном диалоге, который свелся только к взаимной неприязни. Стоит отметить, что женщина-водитель всё же вела себя намного спокойнее.

— Вы на машине на меня наезд пытались совершить! — заявила молодая женщина.
— Это вы подаете так... — ответила ей водитель.
— Я здесь стояла, и вы начинаете дальше ехать. Здесь пешеходная вообще-то зона. Я с ребенком, а вы на меня наезжаете.
— Смотрите, у меня цветочная рассада.
— И что дальше?
— Почему вы подаете, что я какой-то зверь?
— Я здесь стою, вы на машине на меня с ребенком начинаете двигаться.
— Я вправо сдаю.
— Вы на меня осуществили движение!
Нам удалось связаться с женщиной, которая была за рулем белой Toyota. Ей оказалась Светлана Савельева, директор екатеринбургской студии флористики. Она заявила, что ей осталась непонятна суть претензий от женщины с ребенком.

— Мы ездим туда в дендрарий по боковой дороге за цветочной рассадой. Другого пути там нет, это единственный въезд. Никаких запрещающих знаков там нет. Я двигалась, включив аварийную сигнализацию.
«Она решила просто перегородить мне путь и не дать проехать»
И заявила, что я на нее наезжаю. Потом она почему-то стала кричать, что она — сотрудник мэрии. Я в итоге поставила машину в сторону и пошла пешком за ящиками. Но она заявила, что выложит всё это СМИ, видимо, чтобы получить хайп. На моей памяти никто и ни разу из пешеходов не возмущался, что мы, водители, там ездим, — подчеркнула женщина.
По словам Савельевой, в нескольких метрах от них стоял экипаж ГИБДД (патрули постоянно дежурят возле полпредства) и никак не отреагировал на их конфликт. Это, по мнению бизнесвумен, доказывало тот факт, что в ее действиях как водителя не было никакого нарушения.
Случай очень спорный
Мы попросили прокомментировать эпизод возле дендропарка автоэксперта Дмитрия Ларионова. Очевидно, что конфликт случился в месте, где приоритет движения был у пешехода, а не у водителя:
— По фото и видео ясно, что плиткой выложен тротуар, а не проезжая часть. На границе с проезжей частью выполнено понижение тротуара с целью облегчения заезда, но нужно понимать, что это не «приглашение» для автомобилистов и заезжать можно лишь в строго оговоренных случаях. Например, с целью погрузки и разгрузки грузов при отсутствии иной возможности подъезда.

Насколько я понимаю, мы имеем дело именно с таким случаем: водитель забирала груз и у нее не было иной возможности подъехать к месту погрузки. Если всё действительно так, то нарушения ПДД в самом факте движения по тротуару не было. А вот создание опасности, создание помехи пешеходу на тротуаре — это действительно нарушение. Как у понятия преимущества, так и у понятия опасности для движения есть четкие определения, и для решения вопроса о наличии нарушения нужно что-то большее, чем устные свидетельства (сам момент помехи на видео не попал). Если такие доказательства найдутся, женщине-водителю может грозить штраф от 1500 до 2500 рублей (ст. 12.18 КоАП РФ).
Также Дмитрий Ларионов обратил внимание на знак «Остановка запрещена», который есть в этом месте:
— Знак «Остановка запрещена» не означает, что здесь разрешено движение. Транспортные средства бывают разные. К примеру, по тротуару в ряде случаев разрешено двигаться на велосипеде. Полагаю, этот знак поставили для случаев, когда заезд транспортного средства на тротуар всё же произошёл на законных основаниях. А вообще на этом участке просится знак «Пешеходная зона». Вот такой знак способен поставить точку в спорах о том, является ли это тротуаром, или нет, или не совсем.
Это вовсе не тротуар?
Другого мнения об этой ситуации придерживается руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов. Он обратил внимание на деталь, которая может свидетельствовать о том, что изначально водитель Toyota имела полное право ехать по этой территории: без аварийных сигнализаций и оправданий перед пешеходами.
— В этом месте мы видим знак 3.27 «Остановка запрещена». А такие знаки у нас устанавливаются на дорогах, а не на тротуарах, — объяснил Едрышов. — Исходя из этого можно сделать вывод, что если в этом месте есть такой дорожный знак, то, с точки зрения администрации Екатеринбурга, это дорога, на которой предполагается появление транспортных средств! И это логично, поскольку в том месте есть ворота и въезд в дендрарий.

Конечно, кого-то может смутить бордюрный камень, который отделяет асфальт от плитки. Но он служит скорее для размежевания зон. С точки зрения ПДД, мне видится, что это именно дорога, а не тротуар. И ключевым моментом является именно наличие знака 3.27, ведь он относится исключительно к транспортным средствам, и ничему другому.
Насколько я понял, водитель двигалась спокойно, она не неслась под 60 км/ч. Здесь, конечно, большую конфликтность проявляла женщина-пешеход, — подытожил Максим Едрышов.
Кто прав в этом конфликте?
Напомним, что в начале мая автомобиль на тротуаре стал причиной куда более жесткого конфликта. На улице Малышева поспорили пешеход и водитель престижного спорткупе Porsche. Словесная перепалка переросла в вооруженный конфликт. Пешеход попал в больницу с переломом теменной кости и теперь надеется на возбуждение сразу двух уголовных дел.