Беспечных ездоков «продувают» наравне с автомобилистами, выдавливают на проезжую часть, лишают прав, заставляют платить за штрафстоянки. Решимость полиции и судов в регионах дискутирует с буквой закона, но соответствует духу времени. Об этом в материале наших коллег из «Фонтанки».
Пользователи электросамокатов — это «перепешеходы» или «недоводители», попавшие в серую зону ПДД и получившие от Верховного суда (ВС) охранную грамоту, ограждающую от серьезной ответственности за чужие увечья и пьяную езду.
В 2019 году ВС запретил расширительное толкование закрепленного в законе понятия транспортного средства. Это означает, что все устройства, по техническим характеристикам и степени опасности идентичные мопедам, остаются просто средствами передвижения, пока их владельцев не обяжут получать права. А до тех пор эти владельцы остаются пешеходами.
Позиция Верховного суда отражена в политике федеральных чиновников, предложивших узаконить новую категорию «средства индивидуальной мобильности», и петербургских, которые на резкий всплеск происшествий с электросамокатами отреагировали созданием рабочей группы по изучению проблемы.
Но есть и альтернативная концепция, без деликатностей: электросамокат — это мопед, и каждому наезднику положено иметь права. Эту концепцию активно продвигает МВД. И пока в Петербурге коллекционируют драматичные сюжеты с электросамокатами, другие регионы действуют.
Опьянение
Житель Тюмени Семен Тимофеев так разогнался по ночной улице, что от свиста в ушах не сразу услышал окрики сотрудников ГИБДД. Он почти не уступал в скорости автомобилю «Шкода», у которого стрелка спидометра ушла за отметку в 50 километров в час.
Предложение полицейских подышать в трубочку Семен принял за служебный юмор, но не отказался. Алкотестер показал достаточно промилле. С Семеном поступили, как с любым другим водителем, — составили на него протокол по статье 12.8 КоАП за пьяное вождение и отстранили от управления электросамокатом.
Передача дела в суд отрезвила Семена. Он доказывал, что электросамокат не обладает характеристиками, достаточными для его признания автомототранспортным средством, — способностью двигаться со скоростью более 50 километров в час и мощностью двигателя более 4 000 ватт.
Суд посчитал достаточным то, что электросамокат с двигателем 1 000 ватт попадает в мощностную «вилку» (250–4 000 ватт) для механических транспортных средств и приравнивается к мопеду. Семена оштрафовали на 30 тысяч рублей и забрали водительские права на 1 год 7 месяцев.
В августе 2020 года сотрудники ГИБДД остановили еще одного жителя Тюмени на электросамокате. Сергей Перевалов отказался от медосвидетельствования и вину не признал. На него составили протокол по статье 12.26 КоАП.
«Могу ездить на самокате пьяным, это не транспортное средство», — заявил Перевалов суду, но был неубедителен. Этого тюменца тоже наказали «по-водительски» — на 30 тысяч рублей и полтора года без прав.
В октябре 2020 года Железнодорожный суд Улан-Удэ приравнял к мопедистам местного жителя Алексея Белоусова, отказавшегося проходить освидетельствование на опьянение. Его оштрафовали и лишили водительских прав.
Белоусов подкрепился позицией Верховного суда: дескать, нельзя утверждать, что он, электросамокатчик, управлял транспортным средством. Суд принял сторону сотрудников ДПС, сумевших доказать, что от наименования устройства суть не меняется, и пьяный Белоусов одинаково опасен на дороге — что на электросамокате, что на мопеде.
«Он ехал в состоянии алкогольного опьянения по дороге общего пользования, то есть являлся полноправным водителем»
Столкновение
В Ставрополе водитель «Хонды» Евгений Самойленко при повороте во двор столкнулся с попутным электросамокатчиком. Автомобилиста полиция посчитала виновным и оштрафовала на 10 тысяч рублей по статье 12.24 КоАП. Самокатчику диагностировали среднюю тяжесть вреда здоровью.
В суде Самойленко доказывал, что электросамокатчикам не место на проезжей части, они должны двигаться по пешеходным дорожкам.
Судья посчитала, что электросамокат — аналог мопеда — был полноправным участником движения, водителю следовало соблюдать дистанцию и боковой интервал, на торможение «Хонды» перед поворотом реагировать соответственно, а не нестись вперед.
«Водитель самоката мог предотвратить столкновение», — оправдала судья Евгения Самойленко.
Пешеход
Сторону автомобилиста в январе 2021 года принял Ростовский областной суд. Водитель Nissan XTRAIL Сергей Агарин подал иск к владельцу электросамоката Игорю Васильеву после столкновения на перекрестке.
Самый жаркий спор разгорелся из-за статуса самокатчика. Ростовский облсуд после долгих раздумий приравнял Васильева к категории «пешеход».
ПДД не содержат определения «электрический самокат», и суду пришлось долго подыскивать подходящую категорию.
Была идея приравнять Васильева к велосипедистам, так как в электросамокате есть схожие признаки — два колеса, мускульный привод, не требуются права. Но велосипедом можно признать только устройство с мощностью электродвигателя менее 250 ватт.
Сергей Агарин настаивал, что электрические самокаты преимущественно работают от двигателя и не могут находиться под полным контролем человека, что дает основание рассматривать их в качестве источника повышенной опасности.
Ростовский облсуд с этим не согласился. К транспортным средствам электросамокаты не отнесены, поэтому признавать их аналогом мопеда нельзя, а отдельную категорию — «средства индивидуальной мобильности» — в ПДД еще не внесли.
Тем не менее у причинителя вреда, в том числе пешехода, есть презумпция виновности. Суд взыскал с самокатчика полную стоимость ремонта Nissan — 90 тысяч рублей.
В январе 2021 года Краснодарский краевой суд рассмотрел ДТП с участием автомобилиста Василия Хижняка и несовершеннолетнего электросамокатчика, получившего серьезные травмы. Его мать требовала 200 тысяч рублей компенсации.
Хижняк врезался в подростка, ехавшего по «зебре» на красный свет. Виновным признали пострадавшего, но так как водитель автомобиля управлял источником повышенной опасности, то его принудили компенсировать моральный вред. Суд учел лихачество подростка и снизил размер выплаты в десять раз.
Житель Тулы Максим Моисеенко катался с подругой на 300-ваттном электросамокате и, переезжая пешеходный переход, попал под автомобиль.
Полиция приравняла Моисеенко к мопедистам, которым запрещено ездить по «зебрам», и оштрафовала его по статье 12.29 КоАП.
Моисеенко пожаловался в суд, посчитав, что разницы между обычным самокатом и электрическим нет, и попросил для себя статус пешехода. Суд посчитал себя связанным позицией Верховного суда и заключил, что электросамокат не подходит под описание мопеда, так как не требует удостоверения категории «М», и отменил штраф Моисеенко.
Оферта
Судебная практика показывает, что пользователи электросамокатов, кроме пешеходного статуса, пытаются оперировать еще одним оберегом — договором аренды.
Хамовнический суд в 2020 году разбирал случай жителя Москвы Вишнекова. На Пречистенской набережной он отказался пройти медицинское освидетельствование на опьянение по требованию полиции, попал под статью 12.26 КоАП и потерял водительские права на полтора года.
В суде Вишнеков настаивал, что не мог быть привлечен по «дорожной» статье. Он ссылался на оферту кикшеринговой компании, которая предоставляла электросамокат в аренду и водительское удостоверение не просила.
«Я не знал и не мог знать, что электросамокат относится к типу транспортных средств», — заявлял москвич.
Суд ему ответил: размышления неважны, договор аренды ничтожен. Достаточно того, что характеристики электросамоката соответствуют мопеду, и водитель должен в силу ПДД самостоятельно убеждаться «в наличии у него специального права и исполнять обязанности, предписанные законом». Для управления электросамокатом требуется водительское удостоверение любой из категорий — «М», «А», «В», «С», «D», следует из решения Хамовнического суда.
Самокат против пешехода
В феврале 2018 года Индустриальный суд Ижевска разобрал наезд электросамоката на пешехода. Местная жительница Виктория Овчинникова сбила на тротуаре мужчину, причинив легкий вред его здоровью. На разбор приехали сотрудники ГИБДД, составили схему ДТП и привлекли девушку по статье 12.24.
Для признания Овчинниковой водителем транспортного средства суду хватило одной характеристики электросамоката — мощности, превышающей 250 ватт.
«В пути следования не обеспечила контроль за движением», — с этой формулировкой суд выписал штраф в 2 500 рублей, признав прямую причинную связь между нарушением девушки и травмами пешехода.
Пешеходы против самоката
В Петербурге чиновники и полиция считают электросамокатчиков пешеходами. Столкновения по «дорожным» статьям не расследуются. «Фонтанка» обзвонила штрафстоянки и не нашла ни одного подтверждения эвакуации электросамоката. В комитете законности тоже затруднились припомнить такие случаи.
Вольности бьют по самим электросамокатчикам. Студента Максима Путова и его приятеля Сураджа Мамедли арестовали за драку из-за столкновения с писателем Валерием Айрапетяном, а артиста Мариинского театра Давида Залеева вытаскивают с того света после пьяной езды по тротуару.
А что сами самокатчики?
А вот что о ситуации с самокатами и скандалами вокруг них говорит представитель компании Whoosh Юлия Камойлик. (Этот сервис был запущен в Москве в 2019 году, сейчас в списке 17 городов, среди которых Санкт-Петербург, Уфа, Ростов-на-Дону, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Сочи, Краснодар, Нижний Новгород, Казань).
— Требование запретить — нормальная реакция на появление чего-то нового и непонятного, — считает она. — Но мы по опыту знаем, что шеринговые самокаты становятся причиной тяжелых травм реже, чем частные. Например, мы ограничиваем скорость — быстрее 25 км/ч наш самокат не поедет. Через приложение мы продвигаем знание ПДД и стиль управления самокатом, уважительный к остальным жителям города. У нашего сервиса есть возрастное ограничение 18+, а тех, кто арендуют самокаты и передают управление детям, штрафуем и блокируем. Блокируем и тех, кто едет на самокате вдвоем: это крайне небезопасный способ, при котором легко потерять контроль. Пьяное вождение тоже запрещено.
При этом в компании осознают, что способа полностью контролировать того, кто управляет самокатом, нет, так что в любом случае ответственность несет тот, кто на нём едет.
Юлия Камойлик отмечает, что происшествия с участием самокатов случаются реже, чем с автомобилями, и превалируют легкие происшествия вроде падений.
В компании Whoosh также не считают самокаты моторным транспортом, правда, используют другую аргументацию:
— Самокат приводится в движение мускульным движением: чтобы он включил двигатель, нужно оттолкнуться ногой и немного разогнаться, — объясняет Юлия Камойлик. — Только потом самокат отреагирует на рычаг газа. Поэтому по действующим ПДД он не является механическим транспортным средством.
В компании подчеркивают, что во многих странах электросамокатчики приравнены к пешеходам, а для регулирования их движения достаточно нынешних правил.
— Важно помнить, что, арендуя самокат, человек принимает на себя определенную ответственность. Пользователь должен относиться к езде на самокате осознанно, соблюдать Правила дорожного движения и условия использования сервиса: это касается безопасного вождения, запрета на езду в состоянии алкогольного опьянения и на одном самокате вдвоем, допустимости использования самоката с 18 лет.
То есть пешеходы просто должны уповать на сознательность самокатчиков.